Непрерывное педагогическое образование в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 2148 раз

Библиографическое описание:

Орлова, К. П. Непрерывное педагогическое образование в России / К. П. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99000/ (дата обращения: 16.11.2024).



Всегда, во все времена было необходимо обучать детей, и всегда были педагоги, которые разрабатывали педагогические программы через переосмысление собственного опыта и практики. В современном мире достаточно большое внимание уделяется образованию человека, так как становление личности происходит на всех этапах развития человека. В этой связи идея непрерывного образования в настоящее время как никогда играет важную роль в развитии и становлении человека.

В период примерно с конца 1950-х до начала 1980-х годов педагогическое образование определялось в первую очередь как проблема обучения. Суть этого подхода заключалась в концептуализации педагогического образования как формального образовательного процесса, призванного обеспечить соответствие поведения будущих учителей поведению «эффективных» учителей. Для этого педагогам-специалистам было поручено обучать кандидатов в учителя, демонстрировать те модели поведения, которые были подтверждены эмпирически путем исследований по эффективному обучению. В основе этого способа определения педагогического образования лежал технический взгляд на обучение, поведенческий взгляд на обучение и понимание науки как решения образовательных проблем [6, c. 49].

Учебный подход к педагогическому образованию не остался без критики: ставили под сомнение сам подход к обучению, критикуя исследования эффективности, на которых он был основан. [5, c. 27].

В период примерно с начала 1980-х до начала 2000-х годов педагогическое образование определялось как проблема обучения. Этот подход предполагал, что отличные учителя были профессионалами, которые разбирались в предмете и педагогике, принимали решения, составляли гибкую учебную программу и знали, как продолжать обучение на протяжении всей профессиональной жизни. Целью программ подготовки учителей было создание социальных, организационных и интеллектуальных условий, в которых будущие учителя могли бы развить знания, навыки и склонности, необходимые для принятия решений.

Исходя из предпосылки, что педагогическое образование является проблемой обучения, целью исследования педагогического образования было создание и изучение базы профессиональных знаний, систематизация не только того, как и что учителя должны знать о предмете и педагогике, но также как они думали и как они учились в предварительных программах и школах, а также в различных условиях и контекстах, которые сформировали их обучение.

На сегодняшний день в России ведется подготовка специалистов в области педагогики на базе 217 образовательных учреждений, из них 87 колледжей и 130 учреждений высшего образования. Подготовка специалистов ведется по одной специальности — «Профессиональное обучение (по отраслям). Однако не в всей стране имеются специализированные вузы: в 30 субъектах РФ не имеется образовательных учреждений, которые ведут подготовку программ высшего ППО. Также можно сказать и о состоянии средне-профессионального образования, где наблюдается неравномерность их расположения по стране. Что касается проблемы неравномерности расположения педагогических вузов, то даже в регионах с развитой экономикой и потребностью в кадрах в области педагогики существует такая проблема [2, c. 8].

С 2015 по 2020 гг. в России прекратило деятельность 12 педагогических учреждений высшего педагогического образования, однако произошел рост непрофильных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов-педагогов. Основные специальности, по которым обучаются в непрофильных вузах, — это «технологическое образование», «профессиональное обучение (по отраслям)», «технология и предпринимательство», а также «социально-экономическое образование».

Анализируя современные проблемы педагогического образования, особо можно выделить следующие:

– низкое качество подготовки специалистов-педагогов;

– инновационное голодание в обучении педагогов-специалистов;

– падение престижа профессии «преподаватель»;

– несоответствие ожидания от программы подготовки и ее содержания в действительности.

Однако, несмотря на количество актуальных проблем, возросла популярность непрерывного педагогического образования. Идея непрерывного образования играет важную роль в личностном развитии.

В современном обществе предъявляются высокие требования к интеллектуальному развитию и мобильности. Также, в современном обществе человек изъявляет желание саморазвиваться на протяжении всей своей жизни, чем и обусловлена идея непрерывного образования. Однако даже при наличии большого желания саморазвиваться, существует ряд проблем, препятствующих непрерывному педагогическому образованию:

– отсутствие необходимых знаний и доступа к ним;

– смена парадигмальных оснований педагогической науки: как показывает практика, современное образование направлено на изучение теории, а не закрепление теоретических знаний на практике;

– использование инновационных технологий в системе образования в городах федерального значения и их отсутствие в регионах;

– в некоторых странах образование носит национальный характер, из-за чего некоторые слои общества не имеют доступ к определенным знаниям [1, c. 58].

Таким образом, в результате сложившихся исторических событий в настоящее время резко возросла потребность в непрерывном педагогическом образовании, поскольку общество ориентировано на самореализацию, самоактуализацию, построение семейных отношений, развитие своих навыков и способностей. Все эти знания возможно получить в результате непрерывного обучения.

Изучение специализированной литературы позволило сделать вывод, что эффективное развитие системы непрерывного педагогического образования в России зависит от ряда факторов:

  1. Система непрерывного обучения педагогов — обучение педагогов на всех этапах их профессиональной деятельности: предпофессиональной (подготовительной), базовой профессиональной и постпрофессиональной (курсы повышения квалификации); Совершенствуя свое мастерство, в постпрофессиональной деятельности, учитель занимается на курсах, в институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов и научно-исследовательских институтов, разрабатывает методические рекомендации и пособия по вопросам учебно-воспитательной деятельности, защищает диссертации. Это занятие для учителя остается профессиональной функцией на всю его трудовую деятельность.
  2. Управление системой непрерывного обучения педагогов — надлежащий контроль за созданием необходимых условий для непрерывного обучения педагогов.

Таким образом, система повышения квалификации предоставляет возможность педагогу формировать индивидуальную траекторию и получить профессиональную подготовку, которая потребуется для дальнейшего роста. Постоянное развитие самой системы позволит обеспечить восприимчивость образования к внешним запросам образование, что несомненно скажется на рынке труда.

Рассматривая непрерывное педагогическое образование, как одно из средств реализации личностной парадигмы педагогического образования, «представляющее собой систему условий для обеспечения непрерывности профессионально-личностного развития учителя, а именно преемственность всех ступеней профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации; единство формального и неформального профессионально-педагогического самообразования; единство общего и профессионально-педагогического образования; непрерывное обновление всех элементов системы педагогического образования в соответствии с меняющимися условиями жизни», следует отметить, что все инновации, внедряемые в систему непрерывного педагогического образования, позволяют университетам функционировать как целостным механизмам подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, что позволит педагогическим вузам сохранить свои позиции в развитии педагогической науки и практике.

Литература:

  1. Закиева, Р. Р. Непрерывное профессиональное образование / Р. Р. Закиева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–1. С. 58–60.
  2. Ипполитова, Н. В. Система непрерывного педагогического образования / Н. В. Ипполитова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. № 10. С. 6–12.
  3. Кротенко, Т. Ю. Выбор стратегии непрерывного образования / Т. Ю. Кротенко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7(41). С. 144–148.
  4. Мороз, Е. Ф. Концепция непрерывного образования в развитии личности / Е. Ф. Мороз // NorwegianJournalofDevelopmentoftheInternationalScience. 2018. № 15. С. 48–50.
  5. Сухарева, М. А. Теоретико-методологические основы непрерывного образования / М. А. Сухарева // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. № 2. С. 16–27.
  6. Шарафутдинова, Е. Л. К проблеме непрерывного педагогического образования / Е. Л. Шарафутдинова // Педагогическая наука и практика. 2017. № 3(17). С. 47–49.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое образование, непрерывное педагогическое образование, непрерывное образование, непрерывное обучение педагогов, проблема обучения, Россия, знание, область педагогики, подготовка специалистов, профессиональное обучение.


Задать вопрос