Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты (Ростовская область)
Современное общество живет в эпоху стремительно развивающихся парадигм образования человека. Появление новых информационных технологий, «бурный» поток информации приводят к возникновению новой среды и условий формирования личности в едином профессиональном пространстве. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к исследованиям в таких научных областях, как педагогика, психология, социология, иностранный язык, философия образования, и предъявляются новые требования к уровню подготовки специалистов, их культуре и мобильности.
Система модернизации образовательной сферы не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. Процесс образования есть процесс продолжительный. В связи с этим возникают предпосылки развития модели непрерывного образования, т. е. рост образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни.
Процесс образования и стремление к совершенству есть процесс продолжительный, т. е. лонгитюдный. Возникают предпосылки для развития модели непрерывного образования. Под непрерывным образованием понимается процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий в сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Объем новых знаний составляет 4–6 % в год, а объем профессиональных знаний, которые должен получать будущий специалист после окончания высшего учебного заведения составляет примерно 50 %. Непрерывное профессиональное образование создает условия постоянного карьерного и личностного роста. Существующая формула «образование на всю жизнь» переходит в новую определяющую формулу «образование через всю жизнь» (от англ. lifelong learning education). [1]
Сегодня актуальность проблемы непрерывного образования обусловлена не только динамизмом современной цивилизации. Многие развитые страны, достигнув впечатляющих результатов в экономическом развитии, всё чаще страдают от социальной дисгармонии. Постепенное старение населения, безработица, нищета относятся к числу насущных проблем и требуют своего разрешения. Образование, в этом смысле, становится едва ли не решающим фактором социального благополучия, а гибкая система непрерывного образования и особенно хорошо организованная подсистема образования взрослых в состоянии регулировать эти процессы.
Сложившаяся в Российской Федерации система модернизации образовательной сферы не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. Согласно статистическим данным к сфере образования причастны более восьмидесяти миллионов человек или около 60 % населения России. Возрастающая конкуренция на рынке труда, стремительные темпы развития информационных технологий и знаний требуют от специалиста постоянного совершенствования и повышения уровня образования. В то же время, уровень производительности труда в Российской Федерации в три раза ниже, чем в развитых странах. Прямая зависимая связь между квалификациями специалистов и рынком труда выражена слабо: примерно через три года после окончания вуза менее 20 % выпускников работают в областях, связанных с полученной специальностью. [2]
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. говорится, что одной из стратегических задач государственной политики России в сфере образования признаны обеспечение качества образования и формирование системы непрерывного образования. Такое решение обусловлено обеспечением качества образования с целью удовлетворения потребностей многих предприятий и организаций высококвалифицированной рабочей силой и непосредственным совершенствованием государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений посредством модернизации развивающейся современной системы образования.
Для современного специалиста характерна неспособность эффективно осуществлять свои профессиональные функции в результате быстрого устаревания приобретенных профессиональных и общекультурных знаний. В этих условиях традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется непрерывным образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни.
На данном этапе развития современного общества одной из важнейших характеристик специалиста является комплекс профессионально важных качеств, которым он обладает, и который позволяет ему качественно (в соответствии с заданными) осуществлять профессиональную деятельность. Возникает интерес к изучению процесса формирования профессионально важных качеств на различных уровнях в рамках системы непрерывного профессионального образования.
Непрерывное образование — это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, развитие всех его сторон и способностей, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, к участию в развитии общества, что, в целом, и представляет собой процесс профессионального совершенствования личности.
Непрерывное обрaзование является основой рaзвития общества и экономики, оно направлено на достижение всеобщей социализации и профессионaлизации, на удовлетворение потребностей личности в различных образовательных услугах, что и определяет его приоритетность в политике и в государстве. [3]
Развитие модели непрерывного образования рассматривается не только на международном уровне, но и на уровне отдельно взятой страны. Известно, что в Японии закон о непрерывном учении был принят в 1990 году, а в Китае серьезное отношение к этой проблеме возникло в 2001 году и представляет собой стратегическую задачу в образовательной и экономической политике страны. В 2004 году в Германии Комиссия федеральных земель, ведающая вопросами научных исследований и планирования в области образования, одобрила доклад «Стратегия непрерывного учения в Федеральной Республике Германия». [4]
В Национальной Доктрине образования, утверждаемой федеральным законом и устанавливающей приоритет образования в государственной политике развития на период до 2025 года, говорится о «создании в стране условий для всеобщего образования населения и обеспечению реального равенства прав граждан и возможности каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни». В числе основных целей и задач образования делается акцент на «непрерывность образования в течение всей жизни человека».
Действительно, быстрое устаревание научной информации, появление новых технологий, реформирование мировых систем образования сделали невозможным научиться чему-либо на всю жизнь и предопределили необходимость наращивания и обновления знаний, умений, навыков человека, развития его творческих способностей на протяжении всей жизни. Возможности традиционного образования сегодня уже практически исчерпаны. Налицо кризис образования в обществе, выразившийся в падении его престижа, незаинтересованности учащихся в усвоении знаний, оторванности учебных программ от жизни. Это диктует необходимость концептуально новых подходов к образованию. Одним из основных направлений стратегии обновления общества, дальнейшего развития духовной жизни народа должно стать внедрение практики непрерывного образования.
Литература:
- Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. -Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. — 108с.
- Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001–2003 гг. и планах его организации на2004 год. Решение коллегии МО РФ от 14.10.2003 г..№ 14,http://www.donland.ru.
- URL: http://www.rae.ru/
- Харламов, И. Ф. Педагогика: Уч. пособие для студ. по пед. спец. И. Ф. Харламов. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Гардарики, 2005. 516 с.