Непрерывное образование как объективная необходимость профессионального совершенствования личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 19.07.2014

Статья просмотрена: 3755 раз

Библиографическое описание:

Горбина, М. А. Непрерывное образование как объективная необходимость профессионального совершенствования личности / М. А. Горбина, В. И. Белай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 378-379. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12141/ (дата обращения: 16.11.2024).

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты (Ростовская область)

Современное общество живет в эпоху стремительно развивающихся парадигм образования человека. Появление новых информационных технологий, «бурный» поток информации приводят к возникновению новой среды и условий формирования личности в едином профессиональном пространстве. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к исследованиям в таких научных областях, как педагогика, психология, социология, иностранный язык, философия образования, и предъявляются новые требования к уровню подготовки специалистов, их культуре и мобильности.

Система модернизации образовательной сферы не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. Процесс образования есть процесс продолжительный. В связи с этим возникают предпосылки развития модели непрерывного образования, т. е. рост образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни.

Процесс образования и стремление к совершенству есть процесс продолжительный, т. е. лонгитюдный. Возникают предпосылки для развития модели непрерывного образования. Под непрерывным образованием понимается процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий в сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Объем новых знаний составляет 4–6 % в год, а объем профессиональных знаний, которые должен получать будущий специалист после окончания высшего учебного заведения составляет примерно 50 %. Непрерывное профессиональное образование создает условия постоянного карьерного и личностного роста. Существующая формула «образование на всю жизнь» переходит в новую определяющую формулу «образование через всю жизнь» (от англ. lifelong learning education). [1]

Сегодня актуальность проблемы непрерывного образования обусловлена не только динамизмом современной цивилизации. Многие развитые страны, достигнув впечатляющих результатов в экономическом развитии, всё чаще страдают от социальной дисгармонии. Постепенное старение населения, безработица, нищета относятся к числу насущных проблем и требуют своего разрешения. Образование, в этом смысле, становится едва ли не решающим фактором социального благополучия, а гибкая система непрерывного образования и особенно хорошо организованная подсистема образования взрослых в состоянии регулировать эти процессы.

Сложившаяся в Российской Федерации система модернизации образовательной сферы не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. Согласно статистическим данным к сфере образования причастны более восьмидесяти миллионов человек или около 60 % населения России. Возрастающая конкуренция на рынке труда, стремительные темпы развития информационных технологий и знаний требуют от специалиста постоянного совершенствования и повышения уровня образования. В то же время, уровень производительности труда в Российской Федерации в три раза ниже, чем в развитых странах. Прямая зависимая связь между квалификациями специалистов и рынком труда выражена слабо: примерно через три года после окончания вуза менее 20 % выпускников работают в областях, связанных с полученной специальностью. [2]

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. говорится, что одной из стратегических задач государственной политики России в сфере образования признаны обеспечение качества образования и формирование системы непрерывного образования. Такое решение обусловлено обеспечением качества образования с целью удовлетворения потребностей многих предприятий и организаций высококвалифицированной рабочей силой и непосредственным совершенствованием государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений посредством модернизации развивающейся современной системы образования.

Для современного специалиста характерна неспособность эффективно осуществлять свои профессиональные функции в результате быстрого устаревания приобретенных профессиональных и общекультурных знаний. В этих условиях традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется непрерывным образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни.

На данном этапе развития современного общества одной из важнейших характеристик специалиста является комплекс профессионально важных качеств, которым он обладает, и который позволяет ему качественно (в соответствии с заданными) осуществлять профессиональную деятельность. Возникает интерес к изучению процесса формирования профессионально важных качеств на различных уровнях в рамках системы непрерывного профессионального образования.

Непрерывное образование — это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, развитие всех его сторон и способностей, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, к участию в развитии общества, что, в целом, и представляет собой процесс профессионального совершенствования личности.

Непрерывное обрaзование является основой рaзвития общества и экономики, оно направлено на достижение всеобщей социализации и профессионaлизации, на удовлетворение потребностей личности в различных образовательных услугах, что и определяет его приоритетность в политике и в государстве. [3]

Развитие модели непрерывного образования рассматривается не только на международном уровне, но и на уровне отдельно взятой страны. Известно, что в Японии закон о непрерывном учении был принят в 1990 году, а в Китае серьезное отношение к этой проблеме возникло в 2001 году и представляет собой стратегическую задачу в образовательной и экономической политике страны. В 2004 году в Германии Комиссия федеральных земель, ведающая вопросами научных исследований и планирования в области образования, одобрила доклад «Стратегия непрерывного учения в Федеральной Республике Германия». [4]

В Национальной Доктрине образования, утверждаемой федеральным законом и устанавливающей приоритет образования в государственной политике развития на период до 2025 года, говорится о «создании в стране условий для всеобщего образования населения и обеспечению реального равенства прав граждан и возможности каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни». В числе основных целей и задач образования делается акцент на «непрерывность образования в течение всей жизни человека».

Действительно, быстрое устаревание научной информации, появление новых технологий, реформирование мировых систем образования сделали невозможным научиться чему-либо на всю жизнь и предопределили необходимость наращивания и обновления знаний, умений, навыков человека, развития его творческих способностей на протяжении всей жизни. Возможности традиционного образования сегодня уже практически исчерпаны. Налицо кризис образования в обществе, выразившийся в падении его престижа, незаинтересованности учащихся в усвоении знаний, оторванности учебных программ от жизни. Это диктует необходимость концептуально новых подходов к образованию. Одним из основных направлений стратегии обновления общества, дальнейшего развития духовной жизни народа должно стать внедрение практики непрерывного образования.

Литература:

  1. Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. -Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. — 108с.
  2. Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001–2003 гг. и планах его организации на2004 год. Решение коллегии МО РФ от 14.10.2003 г..№ 14,http://www.donland.ru.
  3. URL: http://www.rae.ru/
  4. Харламов, И. Ф. Педагогика: Уч. пособие для студ. по пед. спец. И. Ф. Харламов. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Гардарики, 2005. 516 с.
Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, жизнь, быстрое устаревание, непрерывное профессиональное образование, непрерывное учение, образовательная сфера, полная мера, Развитие модели, Российская Федерация, современное общество.


Похожие статьи

Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов

Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы

Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Похожие статьи

Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов

Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы

Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Задать вопрос