Самообразование – необходимость современного общества
Автор: Десятова Ирина Викторовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 13859 раз
Библиографическое описание:
Десятова, И. В. Самообразование – необходимость современного общества / И. В. Десятова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/876/ (дата обращения: 16.11.2024).
Социальные, политические и экономические процессы, происходящие в мире, изменение запросов рынка труда, динамика изменения личностных факторов профессиональной деятельности, обновление образовательных стандартов и востребованной временем номенклатуры специальностей предъявляют к системе непрерывного образования новые требования по подготовке конкурентоспособного специалиста. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за все возрастающим потоком знаний, которые постоянно обновляются.
Развитие рыночной экономики заставляет руководителей компаний и предприятий уделять больше внимания дополнительной профессиональной подготовке сотрудников, обращаться к новейшим инновационным методам и опыту. Зачастую решение о повышении квалификации и переподготовке специалистов принимается не столько с целью повышения общей квалификации, сколько для того, чтобы сотрудники были в состоянии решать новые проблемы, иногда достаточно специфические, возникающие в реальной деятельности предприятий. Дополнительные профессиональные знания необходимы специалистам ввиду постоянных изменений условий труда, связанных с модернизацией, совершенствованием средств производства, а так же с должностным ростом и сменой места работы, поэтому продолжение образования взрослыми, зрелыми людьми становится актуальной задачей нашего времени. Образование выступает гарантом защищенности человека в постоянно меняющемся экономическом и политическом пространстве.
Непрерывное образование рассматривается как процесс постоянного обучения, основой которого служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены: к ним надо добавить умение учиться и продолжать свое обучение самостоятельно. Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении. Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации позволяют преобразовывать горы информации в эффективные знания [4, с. 31].
Исследователи выделяют три подхода к определению сущности непрерывного образования.
Во-первых, в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, необходимость в котором продиктована потребностью устранить пробелы в знаниях и умениях, недополученных в ходе учебы.
Во-вторых, рассматривают образование как пожизненный процесс и здесь отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам(кружки, курсы, ФПК, заочное, вечернее обучение, экстернат и т.п.).
В-третьих, считают, что целью непрерывного образования становится всестороннее развитие и саморазвитие человека, влияющее на все общество в целом.
На современном этапе развития общества главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Сфера знания – ось, вокруг которой организуются новые технологии, экономический рост. Важность образования в современном обществе несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их – в постепенном смещении соотношения «образование – самообразование» к доминирующей роли последнего. Самообразование приобретает в настоящее время разнообразные формы и содержание.
Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [2, с. 34].
Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, хотя самообразование – процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков. Самообразование является видом непрерывного образования.
Определяя непрерывное образование как непрерывное обучение, В.А. Трайнев и И.В. Трайнев подчеркивают, что оно являет собой «комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, удовлетворяющих стремление человека к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни» [3, с. 72]. В понятие « непрерывное образование» вкладывается идея пожизненной незавершенности незавершимости образования человека, а значит существует необходимость оставаться на позиции ученичества.
Можно относиться к непрерывному образованию как к « способу жизнедеятельности человека, процессу приобретения им необходимых знаний, умений и навыков по мере возникновения потребности в них, происходящему на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование – это организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека» [1, с. 35].
Можно выделить две основные причины, по которым непрерывное образование занимает важнейшее место в жизни личности и развитии государства:
- современное общество основано на знании, а это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности специалиста и эффективности рынка труда. В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования;
- сложная социально-политическая среда, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах, адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь справиться с данной задачей.
Эти причины определяют цели непрерывного образования: повышение качества образования, формирование активной гражданской позиции и конкурентоспособность на рынке труда. Требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства абсолютно понятны гражданам и являются мощным мотивом для их образования [5, с. 38]. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благополучия, а значит, определяет качество жизни. В то же время успех на рынке труда и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков, доступа к современным знаниям. Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования. Государство должно проводить широкое информационное сопровождение образовательных процессов в обществе с использованием современных информационных и телекоммуникативных технологий [5, с. 40].
Определяя функции непрерывного образования, можно сказать, что оно
- позволяет заполнить пробелы, наверстать упущенное в предыдущей системе образования;
- помогает человеку приспособиться к быстроменяющемуся миру;
- направлена на непрерывное обогащение творческого потенциала личности.
Если рассматривать непрерывное образование как систему, то необходимо учитывать, что оно должно быть:
- доступным для любого человека не зависимо от его возраста, социального положения, места жительства, имеющейся профессии;
- свободным по выбору параметров обучения( времени, места, продолжительности, стоимости, организации, форм и методов обучения, выбора преподавателей, учебных заведений и т.п.);
- индивидуальным, учитывающим различия в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах;
- дифференцированным, ориентированным на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого обучающегося;
- ступенчатым: от сложного к простому;
- непрерывным и дискретным, т.е. сочетание периодов самообразовательной деятельности человека с периодами обучения в образовательных институтах; соединение производственного труда с обучением и постоянной профессиональной подготовкой и переподготовкой;
- системным, а не эпизодическим.
Непрерывность образования гарантирует человеку и всему обществу возможность постоянного самосовершенствования, придает уверенность и ощущение полноты и бесконечности жизни.
Литература:
1. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М., 2003.
2. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего.\\ Управление персоналом. –2001. №4.
3. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии(обобщения и рекомендации): Учеб. пособие \В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 2-е изд. – М., 2006.
4. Тоффлер Э.Х. Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. Новосибирск, 2000
5. Шленов Ю. Непрерывное образование в России \ Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак \\ Высшее образование в России. – 2005. - №3.
6. Шуклина Е.А. Технологии самообразования: Социологический аспект. \\Общественные науки и современность. – 1999 №5.