Рассмотрена идея непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя не только собственно образование, но самообразование. На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья. Показаны механизмы становления самообразования: сенсомоторная стимуляция, установка на систему «Мир – Я», игра, целеполагание, ценности и интересы референтной группы.
Ключевые слова: непрерывное образование; содержание образования; самообразование; факторы, влияющие на формирование потребности в непрерывном образовании; механизмы формирования установки на самообразование: сенсомоторная стимуляция, установка на систему «Мир – Я», игра, целеполагание, ценности и интересы референтной группы.
В настоящее время непрерывное образование является одной из наиболее актуальных проблем социологии образования. Стремительная модернизация современного уклада общества выдвигает новые требования к образованию личности: уже невозможно обеспечить свою конкурентоспособность на протяжении всей жизни, имея классическое образование, полученное в молодые годы. Знания быстро «устаревают», требуется их постоянное пополнение, освоение новых технологий. Становится актуальной способность постоянного пополнения знаний, умений, их обновления и генерирования, т.е. способность продолжать свое образование в самостоятельной форме, что переводит его в форму непрерывного. Вместе с тем темп современной жизни требует замены формулы «образования на всю жизнь» на формулу «образование через всю жизнь». Формула «образование через всю жизнь» подчеркивает, что непрерывное образование есть процесс интеграции индивидуальных и социальных аспектов. Самообразование приобретает, таким образом, статус ценности, интегрируя все остальные ценности, организуя и структурируя весь жизненный процесс отдельного человека, обеспечивая адаптацию, самореализацию и конкурентоспособность личности в динамично меняющихся современных реалиях жизни. «Тем или иным образом образовательная организация будет преследовать его и во взрослой жизни» [1, с. 195].
Идея непрерывного образования в том или ином виде существовала давно. В частности, Платону принадлежит идея непрерывного образования (в течение всей жизни, унифицированного и коллективного) [2, с. 35]. Суть этого подхода в том, что стабильность государства, общества и самой личности заложены именно в образовании. Поэтому в центре идеального общества должен быть человек, стремящийся к самопознанию и самосовершенствованию через познание, воспитание и научение. И сегодня эти идеи во многом сохранили не только свой смысл, но и ценность.
В западноевропейской, североамериканской социологии и философии на первой ступени современного общества непрерывное образование длительное время рассматривалось как образование для взрослых. Это инструментальный подход к роли и месту непрерывного образования в обществе. Непрерывное образование было направлено, прежде всего, на реализацию конкретных и практически значимых целей (обучение, дообучение, повышение квалификации) с использованием различных форм (курсы, последипломные и другие формы учебы).
Вместе с тем ограниченность такого подхода, игнорирующего необходимость развития личности и направленного на решение чисто практических задач, была быстро осознана. Возобладал другой подход, где профессиональное и общее образование взрослых органично сочетаются, а квалификация работника выступает не только как приспособление к профессии, но и как основание для успешной адаптации к условиям жизни в постоянно меняющемся мире. К. Манхейм обозначил такое образование интегральным, которое возникло вместе с концепцией образования для взрослых и предполагало обучение вне стен университета, курсов повышения квалификации. Современными словами, интегральное образование – это и есть непрерывное образование.
Сегодня непрерывное образование принимает форму «образования через всю жизнь». Этот подход делает акцент на то, что изменились отношения между обществом и образованием как социальным институтом: у общества возникла посредническая роль в его приобретении, а у образования появилась личностная ценность, и оно приобрело личностный характер. Соответственно изменилась и цель самого образования: не только передавать учащимся определенный набор готовых знаний, но, прежде всего, научить эффективно учиться у самой жизни. Подобное понимание сути непрерывного образования отвечает не только потребностям более глубокого приобщения человека к культуре, но и требованию его динамичной самостоятельности в обществе [3, с. 462-463]. А это уже неинструментальный подход. Он подчеркивает значение непрерывного образования для развития образованности самой по себе, как цели, как духовной (а не материальной) ценности. Такой подход концентрирует внимание на условиях, сопутствующих образовательным процессам, мотивации и требованиям со стороны этого процесса.
В 1965 году Ленграндом было предложено новое понимание непрерывного образования как процесса, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов. Следовательно, непрерывное образование должно охватывать всю жизнь человека и включать в себя принципы системности для всего образовательного процесса, которые должны учитываться при построении его содержания. Это принцип базового образования как основы для продолжения дальнейшего образования, преемственность образовательных программ, интеграция образовательных структур и гибкость организационных форм образования, дифференциация, индивидуализация, гуманизация, демократизация [4, с. 53-54].
С 1968 года непрерывное образование становится основным принципом для реформ образования. И начиная с 1974 года эта проблема постоянно находится в центре внимания специализированных учреждений ЮНЕСКО, ряда международных организаций.
Говоря о непрерывном образовании важно различать «образование на всю жизнь» и «образование через всю жизнь». Так, «образование на всю жизнь» подразумевает в большей степени организацию деятельности и процесса извне, в то время как «образование через всю жизнь» смещает акцент в сторону самоорганизации и, следовательно, самообразовательной деятельности.
Категория «самообразования» привлекает внимание философии, социологии, психологии, педагогики. В этом междисциплинарном поле исследования можно выделить ряд тенденций.
Во-первых, наличие множества трактовок определения самообразования, где центральным объединяющим элементом становится категория деятельности (самообразование – это вид самостоятельной деятельности, управляемой самой личностью).
Во-вторых, эмпирические исследования обнаруживают отождествление самообразования и самообучения (самообразование есть наращивание объема знаний) [5]. Как следствие, проявляется стремление найти оптимальные способы формирования недостающих навыков самообучения под видом развития навыков самообразования.
В-третьих, в педагогической практике самообразование рассматривается как вид самостоятельной работы, которая создает базу непрерывного образования [6].
В-четвертых, выделение самообразовательной компетентности как личностного качества, «характеризующего специалиста как субъекта, способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие профессиональных и общекультурных качеств и самосовершенствования» [7].
В результате можно отметить: самообразование является частью непрерывного образования и его назначение – «заполнить промежутки жизненного пути человека между базовым и постобразованием, стать стержнем этих стационарных форм обучения, повседневным фактором культурного роста, дополняя стационарное обучение, обеспечивая индивидуализацию культурного развития личности» [8, с. 153].
Эффективность реализации процесса самообразования зависит от формирования субъекта самообразовательной деятельности, т.е. «самообразующегося» человека [9]. Как следствие, возникает проблема создания системы непрерывного образования, которая предполагает перестройку всего содержания образования. В его структуре можно выделить три элемента: ориентация личности на образование; образовательные процессы и организационная структура образования. Мы подробнее остановимся только на первых двух элементах.
Первый элемент – ориентация личности на образование. По своей сути самообразовательная деятельность предполагает ориентацию личности на образование как на главную ценность своей жизни (получение новой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), которая интегрирует все остальные ценности и организует, структурирует весь жизненный процесс отдельного человека. Второй – образовательные процессы, характеризующие как включенность человека в непрерывные образовательные процессы, так и преемственность образовательной деятельности, исходя из того, что образование – сложное явление, которое неразрывно связано с процессом социализации, одновременно являясь его неотъемлемой частью.
Соответственно возникает вопрос: «При каких условиях возможна самообразовательная деятельность: доступна ли она всем, а если нет, то почему?» Этот вопрос связан как с выяснением факторов, влияющих на формирование потребности, так и механизмов формирования образовательной/самообразовательной деятельности и типа «самообразующейся» личности, поскольку это позволит выделить то, что в процессе становления личности способствует или препятствует развитию и функционированию самообразовательной деятельности индивида.
В процессе социализации на индивида влияют многие факторы, как объективного (НТП, глобализация, тип общества, социально-экономическое положение в обществе, тип культуры), так и специфического характера (семья, школа, друзья, родители, кружки, секции, интересы, потребности, мотивы).
Но первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование у индивида включенности в образовательные и самообразовательные процессы, является семья. Так, рассматривая этот феномен через призму онтогенеза, можно заметить, что социализация в чистом виде запускается с момента рождения человека, с момента адаптации его организма к условиям жизни. В период примерно с 2 месяцев и до 4 лет в дополнение к социализации постепенно включается в жизнь человека процесс образования (обучения и воспитания).
Зачатки самообразования как процесса можно зафиксировать в период с 4 лет, вначале лишь его появление и становление, а позже и выделение как существенного в процессе образования и жизнедеятельности человека.
Ориентация на знания (получение информации и ее переработка) и самостоятельный поиск и работу с ней локализована определенным сенситивным периодом (до 6 лет). В период с 6 до 12 лет можно говорить о становлении собственно самообразовательной деятельности. Все это вытекает из данных о формировании личности в психологии. Так, для формирования образовательного процесса в целом в первую очередь важен механизм сенсомоторной стимуляции (сенситивный период до 3 лет), который закладывает основу для ориентации на образование, как получение новой информации.
Следующим, чуть-чуть отстающим в стартовом моменте, механизмом является установка на систему «Мир – Я» (формируется до 3 лет), которая закладывает индивидуальные специфичные траектории движения в образовательном процессе и содержательном наполнении этой деятельности.
Еще одним механизмом становления образовательной деятельности является игра (с 1 до 5 лет). В рамках игровой деятельности ребенок имитирует поведение окружающих, идентифицирует себя с кем-то, научается соблюдать правила (требования условий) и ориентироваться на окружающих в своем поведении.
В период (5-6 лет) закладывается и закрепляется механизм целеполагания, когда ребенок учится ставить цели и достигать их, это собственно первый механизм самообразования, но он возможен только на базе предыдущих механизмов образовательной деятельности.
Последним механизмом, который определяет как образовательную, так и самообразовательную деятельность, являются ценности и интересы референтной группы. Они преломляют и фильтруют модели и типы поведения, сортируют и разворачивают новую информацию в определенном индивидуальном, имеющем личностное значение аспекте.
Таким образом, идея непрерывного образования привела к переосмыслению фундаментальных педагогических представлений о сводимости образования к обучению, так как непрерывное образование невозможно осуществлять посредством прерывного обучения. Непрерывное образование включает в себя не только собственно процесс образования, обусловленного внешним воздействием, но и процесс самообразования, как изнутри разворачивающаяся личностная потребность. Собственно потребность в самообразовании появляется примерно в 6 лет, но для того чтобы она появилась должно осуществляться образование. На начальном этапе образовательной деятельности и в период становления самообразовательной функционируют следующие механизмы: сенсомоторная стимуляция, установка на систему «Мир – Я», игра, целеполагание, ценности и интересы референтной группы.
Литература:
- Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / пер. с англ. В.Ф. Анурина. – М.: Академический проект, 2004. – 608 с.
- Поправко Н.В. Социология образования: учеб. пособие. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2004. – 200 с.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994. – 700 с.
- Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы //Вестник высшей школы. – 1991. – № 6. – С. 53-54.
- Камьянов А. А. Самообразование студентов в современном вузе (концептуально-технологический аспект) // Интеграция образования. – 2011. -№ 2. – С. 25-29.
- Минина Е.В. Самообразование как форма самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 54-57.
- Поднебесова М.И. Сущностные характеристики самообразовательной компетентности [Электронный ресурс]. – URL: http://econf.rae.ru/article/7457 (дата обращения: 14.04.2014).
- Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 381 с.
- Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 380 с.