Самообразование и самовоспитание взрослого человека
Авторы: Долгобородова Дарина Андреевна, Варенцов Владимир Андреевич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 24.06.2016
Статья просмотрена: 3080 раз
Библиографическое описание:
Долгобородова, Д. А. Самообразование и самовоспитание взрослого человека / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10784/ (дата обращения: 16.12.2024).
Процесс обучения не должен заканчиваться при достижении определенных результатов. Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Особенно это касается некоторых профессий. Развитие цивилизации основано на развитии отдельных личностей. Повышение уровня профессиональных качеств человека отражается не только на его деятельности. Например, самообразование педагога влияет на уровень развития его учеников. Чем больше знает учитель, тем больше может получить знаний его ученик. Стремление человека к саморазвитию в профессиональном плане положительно отражается на карьерном росте и делает его ценным, незаменимым сотрудником для организации. Специалисты в своей области всегда учитывают новые тенденции в определенной сфере деятельности.
Таким образом, человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Развитие невозможно без самообразования. Постараемся разобраться, Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Самообразованием занимаются практически все люди, однако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.
Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.
Для того, чтобы лучше понять, что такое самообразование, необходимо рассмотреть цели и задачи, которые преследует данный процесс. Цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов. Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максимально подготовленной личности заключается в обеспечении для себя возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.
Большая роль в процессе самообразования принадлежит достижению целей, поставленных человеком перед самим собой. Это служит мотивацией к действию, к совершенствованию собственных знаний, умений и навыков. Полученные знания применяются как в профессиональной деятельности, обеспечивая наилучшие результаты работы и повышение квалификации работника, так и в общественной жизни. Всесторонне развитая личность постоянно следит за новыми достижениями в различных областях науки и общества, интересуется не только вопросами, которые касаются исключительно его специализации, но и другими аспектами прогресса. Широкий кругозор является необходимым условием для становления и развития личности.
Главной задачей самообразованияявляется самостоятельное развитиеи совершенствование личности.Личность проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека. Гармония возможна в том случае, если есть единство между мыслями, словами и делами человека.
Процесс самообразования для достижения наилучших результатов должен проходить целеустремленно и систематично. Для обеспечения данных аспектов необходимо прибегать к планированию. При планировании важно предусматривать объем намечаемой работы, ее примерное содержание, сроки, отводимые на осуществление работы. Кроме того, следует ставить перед собой цели, которые будут достигаться при работе с данным планом. Цель — обязательный компонент процесса самообразования. Необходимо ясно представлять, зачем я это делаю и где мне это пригодиться.
Один из главных инструментов интеллектуального и духовного развития человека — чтение. Благодаря чтению мы получаем большой объем различной информации. Важно уметь сортировать эту информацию, выделять в ней необходимое для собственного развития. Чтение является ведущим способом самообразования: чтение книг различных жанров и направлений способствует развитию познавательной, духовной, эмоциональной сферы личности.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
- Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
– эпизодичность прохождения курсов;
– качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
- Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
– возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
– система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
– нехватка у педагогов свободного времени;
– дороговизна обучения.
- Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
– возможность пройти их в удобное для педагогов время;
– возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
– дистанционные курсы проводятся на платной основе;
– документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
- Индивидуальная работа по самообразованию
Данная работа может включать в себя:
– научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
– посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
– участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
– посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Как понимать эту связь? В чем она заключается? Для сформировавшейся личности характерна тенденция к постоянному самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Необходимо проделывать огромную работу над собой для того, чтобы осознавать наличие некоторых упущений в определенных областях и начинать работу по их искоренению. Для развития необходимо осознание того, что это развитие необходимо. Самовоспитание– кропотливый труд, который ведет к становлению достойной личности.
Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:
– компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
– адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;
Кроме того, для осознания связи между самообразованием и самовоспитанием необходимо знать принципы самовоспитания. К ним относятся:
- Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
– установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
– установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
– установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
- Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
– на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;
– на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
– на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
- Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
– на самоконтроль;
– на саморегулирование;
– на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
– на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
– на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Подводя итог, необходимо отметить, что самообразование, самовоспитание и самоуправление являются неотъемлемой частью развивающейся личности. Личность должна развиваться вместе с обществом. Многие тенденции развития диктует именно общество…
Литература:
- Андреев В. И. Педагогикатворческого саморазвития: Инновационный курс. — Казань, 1997. 608 с.
- Колбаско И. И. Учащимся О; самообразовании. Мн., «Нар.асвета», 1976. 157 с.