Самообразование взрослого человека: цель или средство | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 2132 раза

Библиографическое описание:

Тарасова, Т. С. Самообразование взрослого человека: цель или средство / Т. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8054/ (дата обращения: 19.11.2024).

Цель данной статьи заключается в соотношении понятий «взрослого человека» и «самообразования». По этой причине, требуется более подробно остановиться на обоих понятиях, определить проблемные области, рассмотреть линии их взаимосвязи и, наконец, выявить истинные побуждения человека, связанные с принятием решения о самообразовании.

Вопрос о том, по какой системе координат происходит определение степени взрослости, до сих пор не получил исчерпывающего ответа. Пожалуй, это связано с тем, что такое понятие как «возраст» в современном обществе рассматривается с двух позиций. Во-первых, с позиции психологии, то есть речь идет о психологическом возрасте человека. Во-вторых, с позиции государства, если говорить более конкретно, с позиции официально зарегистрированных государством сведений о биологическом возрасте человека.

В рамках обоих позиций существуют определенные отличительные качества и характеристики, которые присущи взрослому человеку. Так, например, в Российской Федерации взрослым человеком считается гражданин в возрасте восемнадцати лет, наделенный в полном объеме всеми правами и обязанностями взрослого, а в Соединенных штатах Америки и ряде других стран, по аналогичному с Россией основанию, человек становится взрослым с того момента, как ему исполняется двадцать один год.

Что же касается психологического возраста, то, его границы всегда находятся в размытом состоянии и разнятся от человека к человеку. Психологический возраст не имеет абсолютно никакого отношения к возрасту, указанному в паспорте гражданина.

Не смотря на кажущуюся абсолютную противоположность позиций, данные подходы имеют общие черты, поскольку определенные отличительные качества и характеристики, которые присущи взрослому человеку, о которых говорилось выше, в обоих случаях представлены приблизительно одинаково. В современном обществе определение взрослого человека ассоциируется с его линиями поведения, взрослому человеку свойственно совершение обдуманных поступков, принятие самостоятельных решений, наличие собственной аргументированной точки зрения, умение нести ответственность за свои действия и бездействия, а также умение нести ответственность за свою жизнь и, в определенных ситуациях, за жизнь других людей.

Исходя из предложенных описаний, следует сделать вывод о том, что общая точка отсчета взрослости человека имеет место быть, в исключительных случаях, не ранее, чем за несколько лет до восемнадцати, но в большинстве своем, после достижения человеком данного возраста.

Если говорить о временных периодах существования человека, то период взросления, начало которого чаще всего все-таки выпадает на восемнадцатилетний возраст, напрямую связан с саморазвитием и самообразованием. Безусловно, это связано с поступлением на первый курс университета (предполагается, что выбор образовательного учреждения был сделан самостоятельно). Как известно, взрослый человек не останавливается на выборе ВУЗа, поскольку его следующим решением должен быть выбор узкопрофильной специальности, знания которой интересуют его в большей мере.

Данная последовательность действий имеет свою логику. Обоснованные на собственных ощущениях и предпочтениях выбор и детальное изучение одной отрасли знаний, позволяют человеку получить общее представление о современной науке. Более того, они дают возможность взрослому человеку избежать столкновения с повсеместно распространенным явлением, которое заключается в поверхностном знании различного рода явлений. Было бы неправильно и противоестественно вкладывать в понятие саморазвития стремление к познанию всех видов научного знания во всей их широте и глубине. Поскольку, ни один человек (в том числе одаренный) не способен познать все существующие научные дисциплины в равной степени.

Казалось бы, все складывается прекрасно, однако, на данном этапе самообразования возникают два вида сложностей. Первый из них связан с неверным выбором и осознанием будущей специальности (однако это тема другой статьи). А второй — с неспособностью большинства существующих высших учебных заведений удовлетворить образовательные потребности студентов.

Стоит открыто признать, что образование, как институт подготовки к будущей, взрослой жизни на сегодняшний день стремительно теряет свою актуальность. Это обусловлено тем, что современное образование не отвечает современным требованиям. Таким образом, на лицо отсутствие соответствия образования тому периоду времени, в котором оно существует. Более того, современные методы обучения мало чем отличаются от тех, которые существовали во времена царей и императоров. И это, во времена информационного прогресса!

Последние тенденции развития информационных и телекоммуникационных технологий твердят одну и ту же истину: «Сегодня главное знать, где и как можно найти то, чего ты не знаешь». В соответствии с подобным заявлением, система образования должна в корме поменять принципы своей работы.

Конечно, получение высшего образования имеет лишь некоторое сходство с понятием саморазвития взрослой личности, тем не менее, это не мешает думать о том, что человек, заинтересованный в получении дополнительного образования, помимо основного, например, в магистратуре или аспирантуре, в той или иной степени может претендовать на звание взрослого человека, заинтересованного самообразованием.

Под самообразованием понимают специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных процессов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации [2, с. 8].

Самообразование — это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью [1].

Самообразование — это всякий раз неповторимый и единственный в своем роде путь, по которому следует человек, желающий обрести внутреннюю уверенность и силу; путь правильного здорового развития человеческой личности. Конечная цель самообразования заключается в формировании собственного наполненного смыслом мировоззрения, охватывающего все сферы и стороны жизнедеятельности общества.

Следует отметить, что немаловажным в саморазвитии и самообразовании является процесс удовлетворения потребностей не только в сфере научного знания, но и в области изобразительного, музыкального и других видов искусств. Произведения искусства способны раскрыть перед человеком все тайны человеческой души.

Каждый человек способен собственными усилиями удовлетворить свои потребности в самообразовании. Однако стоит учесть, что процесс самообразования есть процесс весьма трудный. И это связано как с моральной стороной, так и с физической. Тяжело заставить сесть себя за книгу; тяжело ограничить себя от пустого времяпрепровождения; нелегко обеспечить себе доступ ко всем необходимым материалам, включая десятитомные научные издания и рукописи древних лет; не всегда удается найти возможность посещать учреждения, способствующие саморазвитию.

Более того, не всякий взрослый, желающий заняться собственным самообразованием способен выбрать правильный метод работы, который бы подходил ему по всем параметрам и обеспечивал наибольшую продуктивность.

Самообразование требует упорства и трудолюбия.

Принципами самообразования являются: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализация, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность перехода от низших ступеней к высшим, вариативность [2, с. 12].

Выделяют основные этапы, которые включает в себя процесс самообразования (см. рис. 1).

1)        формирование общего представления о характере предстоящей работы;

2)        ответ на вопрос о том, какую из существующих научных дисциплин взрослый человек хотел бы изучать более детально, в сравнении с остальными;

3)        определение последовательности изучения различных дисциплин, необходимых для повышения уровня образования;

4)        выбор метода работы, способного обеспечить максимальную производительность с учетом эффективности деятельности (т. е. при минимальных трудовых и временных затратах);

5)        составление плана занятий (он должен включать перечень книг и сроки их прочтения);

6)        работа с источниками информации( художественной литературой, учебными пособиями, методичками, произведениями искусства, картами, схемами и др).

Данный этап является основой самообразования.

Рис. 1. Этапы процесса самообразования

 

Какие бы ни сложились представления об образовании в обществе, оно по своей природе есть определенное благо, способное в полной мере конкурировать с различными благами материального плана. В отличие от них, образование способно наполнить жизнь смыслом, разум — мыслями, а сердце — чувствами. Перед образованным человеком, в отличие от человека невежественного, открываются невероятные возможности.

В современном мире образование представляет собой своего рода оружие, способствующее повседневной жизненной борьбе за власть и богатства. Образованные люди сегодня, как, впрочем, и всегда, занимают в обществе привилегированное положение. Они способны занимать высокие посты не только на уровне организаций, но и на уровне государственного управления. Образованные люди умеют обращаться с властью и в редких случаях занимают позицию слабых, не защищенных слоев населения.

В нынешних условиях жизни лишь единицы, представляющие собой самообразованных взрослых людей, способны обеспечить себя той работой, которая соответствует их внутренним принципам и склонностям. Все остальные, основываясь на их примере, пытаются встать на пусть самообразования ради достижения определенных преимуществ. Здесь, в общем-то, и возникает вопрос о том, в роли чего, все-таки, должно выступать самообразование? То ли, в роли средства, позволяющего заполучить материальные блага, то ли, в роли цели, достижение которой, позволит обрести моральную устойчивость.

Однако, как показывает практика, только возраст и жизненный опыт позволяют человеку сделать вывод относительно правильности своего собственного самообразования, которое он получал на протяжении долгих лет жизни.

 

Литература:

 

1.         Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: пособие / Под. ред. докт. псих. наук, акад. Ю. М. Забродина. — М., 1994. — 69 с.

2.         Санина Е. И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: монография / Е. И.Савина, М. С. Помелова, Ням Нгок Тан; под общ. ред. Е.И. Саниной. — М.: РУДН, 2012. —166 с.

Основные термины (генерируются автоматически): взрослый человек, самообразование, научное знание, общее представление, позиция, произведение искусства, процесс самообразования, психологический возраст, собственное самообразование, современное общество.