Самообразование взрослого человека в современном мире
Авторы: Муругов Денис Евгеньевич, Фомина Анастасия Александровна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 25.12.2021
Статья просмотрена: 658 раз
Библиографическое описание:
Муругов, Д. Е. Самообразование взрослого человека в современном мире / Д. Е. Муругов, А. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16883/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвязь между данными понятиями.
Ключевые слова: самообразование, взрослый человек, саморазвитие.
Основным признаком человека, который думает, мыслит, осознает, а также понимает окружающий мир, считается непрерывное стремление к знаниям, опыту и расширению своего кругозора. Знания, которые были приобретены самостоятельно, опыт, приобретенный в результате собственных изучений, ошибок, открытий, абсолютно бесценны, они становятся составляющей личности на пути самосовершенствования. Результаты преобразовывают личность, индивиду становится проще преобразовываться из сферы теории в сферу практики.
Чтобы детально разобраться в теме, для начала рассмотрим понятие «взрослый человек». Это понятие можно рассмотреть с разных точек зрения: с психологической и юридической.
С юридической точки зрения, взрослый человек — это гражданин, который достиг возраста 18 лет, а также, непосредственно, который несет юридическую ответственность за все свои действия. С психологической точки зрения, речь идет о психологическом возрасте человека, то есть самоощущение каждого человека уровня собственной взрослости и самостоятельности (самодостаточности).
Однако две эти позиции обладают едиными особенностями для взрослого человека. В современном обществе определение взрослого человека ассоциируется с его поведением. Взрослый характеризуется тем, что он совершает обдуманные действия, принимает самостоятельные решения, имеет собственную аргументированную точку зрения, способен брать на себя ответственность за свои действия и бездействие, а также способность брать на себя ответственность за свою жизнь и в определенных ситуациях за жизни других людей.
В современных условиях развития общества актуально развитие личности, способной к самопознанию, самоорганизации, самоконтролю и самореализации, то есть человека, умеющего управлять собой и своей жизнью.
Самообразование выступает средством саморазвития личности, так как способствует развитию различных сфер личности: интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной.
По мере взросления человека самосовершенствование становится неотъемлемой частью жизни. Так как знаний, предоставляемых учебными заведениями, не всегда достаточно, чтобы вникнуть в ту или иную науку или узкую специальность, которую человек планирует в будущем. Тогда люди начинают заниматься самообразованием.
Самообразование — это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование. Конечная цель самообразования заключается в формировании собственного наполненного смыслом мировоззрения, охватывающего все сферы и стороны жизнедеятельности общества.
Специалисты выделяют 4 вида самообразования:
- Бытовое: овладение социальным опытом, необходимым в быту.
- Познавательное: познание окружающего мира.
- Самореализация: изменение свойств и качеств личности в соответствии с идеалом.
- Профессиональное: служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.
Каждый человек способен удовлетворить свои собственные потребности в самообразовании собственными усилиями. Однако следует иметь в виду, что процесс самообразования довольно сложен. Это связано как морально, так и физически. Трудно заставить себя сесть за книгу, ограничить себя от пустого времяпрепровождения.
Нелегко обеспечить доступ ко всем необходимым материалам, не всегда можно найти возможность посетить учреждения, способствующие саморазвитию, такие как библиотека или научный курс.
Более того, далеко не каждый взрослый, желающий заниматься собственным самообразованием, способен выбрать правильный метод работы, который подходил бы ему во всех отношениях и обеспечивал наибольшую эффективность. Самообразование требует настойчивости и упорного труда.
Основными принципами самообразования являются:
— всеобщность;
— непрерывность;
— целенаправленность;
— индивидуализация;
— взаимосвязь и преемственность;
— доступность;
— опережающий характер;
— прогрессивность;
— вариативность.
Нельзя также не отметить этапы саморазвития и самообразования:
- Формирование общего представления о характере предстоящей работы.
- Ответ на вопрос о том, какую из существующих научных дисциплин взрослый человек хотел бы изучать более детально, в сравнении с остальными.
- Определение последовательности изучения различных дисциплин, необходимых для повышения уровня образования.
- Выбор метода работы, способного обеспечить максимальную производительность с учетом эффективности деятельности.
- Составление плана занятий.
- Работа с источниками информации (художественной литературой, учебными пособиями, методичками, произведениями искусства, картами, схемами и др.).
Самообразование невозможно без умения четко сформулировать цель, конкретизировать проблему и сосредоточиться на главных, значимых деталях, творчески продумать процесс обучения и полученные знания.
Самообразование позволяет современному взрослому пополнять и конкретизировать свои знания, проводить глубокий и детальный анализ того, что возникает в профессиональной и научной сфере.
Человеку, обладающему навыками самостоятельной работы, предоставляется возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научной, практической, исследовательской деятельности, что соответственно свидетельствует о более высоком профессиональном, а также образовательном уровне, а это непосредственно достаточно сильно влияет на качество профессиональной деятельности человека.
Таким образом, человек XXI века — это гармонично развитая, умственно наполненная личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, культурному и физическому совершенству. Это человек, который знает, как выбрать наиболее эффективные приемы, методы, инструменты и технологии для осуществления образования и воспитания.
Это также человек с высоким уровнем профессиональной компетентности, который постоянно обогащает свои знания, умения, а также профессиональные навыки, кроме того, занимается самообразованием и непосредственно совершенствованием самого себя.
Литература:
- Санина Е. И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: монография / Е. И. Савина, М. С. Помелова, Ням Нгок Тан; под общ. ред. Е. И. Саниной. — М.: Изд-во РУДН, 2012. — 166 с
- Саргсян А. Самообразование как ведущая форма непрерывного образования / А. Саргсян // Человек и образование. — 2015. — № 3. — С. 96–101.
- Тарасова Т. С. Самообразование взрослого человека: цель или средство // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 223–225 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8054/ (дата обращения: 22.12.2021)
- Залиева, Д. В. Самообразование взрослого человека / Д. В. Залиева. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/689/Action689-530584.pdf (дата обращения: 25.12.2021).
Похожие статьи
Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема
В статье анализируются современные проблемы системы высшего образования, дается трактовка понятия «саморазвитие», определяются формы саморазвития и раскрываются существующие барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой челов...
Сущность понятия «самообразование» и его взаимосвязь с понятием «математическая культура»
Данная статья раскрывает сущность понятия «самообразование», а также его взаимосвязь с понятием «математическая культура» через сопоставление их основных характеристик и функций.
Самообразование как средство самовоспитания
В данной статье мы разберем, зачем важно самообразование и образование взрослых.
Образование как формат самообразования
В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...
Проблема профессионального самосознания педагога
В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...
Деловое общение как психолого-педагогическая проблема
Рассматриваются различные подходы к проблеме общения с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, социологии, уточняется сущность понятия «деловое общение», его особенности и признаки. Приведено обобщение понятий «общение», «деловое...
Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке
Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.
Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника
В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.
Роль метазнаний в процессе образования
В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании, а также особенности метадеятельности.
Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология»
В статье рассматривается идея технологизации педагогического процесса, через генезис термина «педагогическая технология». Рассмотрено применение понятия «технология» в различных областях человеческой деятельности. Показано многообразие существующих в...
Похожие статьи
Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема
В статье анализируются современные проблемы системы высшего образования, дается трактовка понятия «саморазвитие», определяются формы саморазвития и раскрываются существующие барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой челов...
Сущность понятия «самообразование» и его взаимосвязь с понятием «математическая культура»
Данная статья раскрывает сущность понятия «самообразование», а также его взаимосвязь с понятием «математическая культура» через сопоставление их основных характеристик и функций.
Самообразование как средство самовоспитания
В данной статье мы разберем, зачем важно самообразование и образование взрослых.
Образование как формат самообразования
В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...
Проблема профессионального самосознания педагога
В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...
Деловое общение как психолого-педагогическая проблема
Рассматриваются различные подходы к проблеме общения с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, социологии, уточняется сущность понятия «деловое общение», его особенности и признаки. Приведено обобщение понятий «общение», «деловое...
Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке
Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.
Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника
В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.
Роль метазнаний в процессе образования
В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании, а также особенности метадеятельности.
Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология»
В статье рассматривается идея технологизации педагогического процесса, через генезис термина «педагогическая технология». Рассмотрено применение понятия «технология» в различных областях человеческой деятельности. Показано многообразие существующих в...