Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 7616 раз

Библиографическое описание:

Грачева, Н. В. Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации / Н. В. Грачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5969/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современная российская школа должна обеспечить подрастающему поколению новое качество образования. Базируясь на принципе полноты образования, она должна построить новую функциональную модель своей деятельности. Поэтому в российской школе базовое (основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школа сможет преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из главных факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Дополнительное образование детей — это поисковое образование, предоставляющее личности веер возможностей выбора своей траектории развития, стимулирующее процессы личностного роста.

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр № 5 г. Челябинска» осуществляет образовательную деятельность с сентября 2020 г. Обучается около 2300 школьников. ОЦ № 5 находится в отдаленном районе города, на значительном удалении от учреждений дополнительного образования. Поэтому одним из структурных подразделений функционирует Центр дополнительного образования. Здесь реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по шести направленностям.

Таблица 1

Развивающие компоненты по направленностям

Направленность

Возможность формирования

Физкультурно-спортивная направленность ( спортивный клуб )

физических данных:

боевые искусства (рукопашный бой, карате, кикбоксинг, тхэквондо, кикушинкай);

шахматы (классические, ГО);

игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика);

чирлидинг;

Художественная направленность ( художественная студия )

художественно-эстетических ценностей:

хореография (классический, народный, эстрадный танец);

вокал;

театральное искусство;

художественное проектирование;

Техническая («Мастерская технического творчества»)

инженерных компетенций:

робототехника;

Социально-гуманитарное («Мастерская социального проектирования»)

навыков социального проектирования :

медиастудия;

экономический клуб;

клуб иностранных языков;

Туристско-краеведческое («Мастерская краеведения»)

формирование мировоззрения :

кружок «Следопыт»;

музейное дело;

Естественно-научная (Центр эколого-биологических исследований и природоохранной работы)

исследовательских навыков:

эколого-биологические исследования

Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительным признан такой вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. При этом не происходит повышения уровня образования, зато формируются и развиваются творческие способности, культура правильного образа жизни, укрепляется здоровье или просто организуется досуг.

Главные задачи дополнительного образования: создание у детей базы образованности; формирование у учащихся общей культуры; расширение кругозора; развитие личности; поддержка индивидуальности; удовлетворение познавательного интереса ребенка; накопление социального опыта; улучшение коммуникативных навыков.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности.

ЦДО МАОУ «ОЦ№ 5 г. Челябинска» предоставляет такую возможность всем своим воспитанникам. В электронном виде родители подают заявки, формируются группы, педагоги работают в тесном контакте с каждой семьей. Деятельность всех объединений широко освещается в социальных сетях, что говорит о прозрачности и доступности информации о деятельности всех объединений.

Центр дополнительного образования, находясь внутри образовательной организации имеет ряд специфических функций, а именно:

  1. Образовательная — происходит обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний (итальянский язык, основы экономики)
  2. Воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя формирование в школе культурной среды (все объединения);
  3. Креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности (все объединения);
  4. Компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (вокал, хореография, основы дефиле);
  5. Рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка (соревнования внутри секции, участие в праздничных мероприятиях, общешкольных событиях);
  6. Профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка (вокал, журналистика);
  7. Интеграционная — создание единого образовательного пространства школы (возможность создания гибкого расписания, предоставление залов и кабинетов, оборудования);
  8. Функция социализации и самореализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие (на каждом занятии любого объединения).

Данные функции пересекаются с функциями образовательной системы, что является подтверждением того, что дополнительное образование детей является его частью.

Спортивное направление представлено клубом, где есть секции боевых искусств, игровых видов спорта, оздоровительная физическая культура. Это направление одно из самых востребованных и массовых. Внутри клуба проходит множество соревнований.

Художественно-эстетическое направление — это студия, где проходят занятия по хореографии, вокалу, изобразительной деятельности, театральному мастерству. Данное направление тесно сотрудничает с центром воспитания и социализации школы, ребята из этих кружков не остаются в стороне от школьных дел.

Направление «Мастерская» объединила сразу три направленности дополнительного образования. Занимаясь в мастерской технического творчества, в мастерской социального проектирования, в краеведческой мастерской, обучающиеся представляют конкретные продукты своего труда. Это могут быть технические или социальные проекты, видео ролики, сценарии праздников и т. д.

Эколого-биологический исследовательский центр открыт для тех, кто увлекается наукой, любит проводить опыты.

МАОУ «ОЦ№ 5 г. Челябинска» работает в режиме полного дня. В первой половине дня обучающиеся на уроках, после обеда посещают занятия в Центре дополнительного образования. Причем занятия по дополнительным образовательным программам успешно сочетаются с курсами внеурочной деятельности. Благодаря индивидуальному подходу и гибкому расписанию каждый ученик может попасть на интересующее его занятие. За счет экономии времени расширяются возможности для развития разносторонней личности, вопросы безопасности во время передвижения детей по городу тоже важен для родителей.

Занятость обучающихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.

Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» определены ряд ключевых позиций, которые можно проследить на примере ЦДО МАОУ «ОЦ № 5 г. Челябинска».

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

– удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

– обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

– выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

– формирование общей культуры обучающихся.

МАОУ «ОЦ№ 5 г. Челябинска» обладает всеми ресурсами для реализации программ дополнительного образования.

Во-первых, материальные условия: четыре спортивных зала, тренажерный зал, два информационно-библиотечных центра с медиакабинетом (с зонами для различных видов деятельности), зал хореографии, актовый зал, форум-зона, коворкинг-зона), несколько предметных лабораторий.

Во-вторых, кадровые условия. На сегодняшний день в ЦДО трудятся 25 педагогов. 12 педагогов (48 %) это сотрудники школы. Из всех преподавателей 31 % — это коллеги, работающие менее трех лет.

В-третьих, образовательный центр функционирует первый год, сейчас активно формируется система сетевого взаимодействия. Сложившиеся условия уже дают основания представить первые результаты. На сегодняшний день реализуется 38 программ, открыто 102 группы, в которых занимаются 1630 детей — это 71 % обучающихся, охваченных программами дополнительного образования. В рамках национального проекта «Успех каждого ребенка» государством поставлена задача к 2024 г. выйти на 80 % обучающихся, охваченных программами дополнительного образования. Мы уверены, что справимся с этой задачей.

Запланирована курсовая подготовка педагогов.

Активная работа идет в ЦДО, результатом которой являются как достигнутые планируемые результаты для обучающихся, так и педагогические эффекты для сотрудников.

Таблица 2

Планируемые результаты деятельности Центра дополнительного образования

Направленность

Итоговое событие (для обучающихся)

Результат (для педагогов)

Физкультурно-спортивная направленность ( спортивный клуб ):

боевые искусства (рукопашный бой, карате, кикбоксинг, тхэквондо, кикушинкай);

шахматы (классические, ГО);

игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика);

оздоровительная физкультура;

чирлидинг;

Школьные соревнования по всем видам спорта (в течение года, по графику);

В конце года — Спортивный фестиваль «К своей победе» (конец апреля — начало мая)

видео- и фото-архивы

Художественная направленность ( художественная студия ):

хореография (классический, народный, эстрадный танец);

вокал;

театральный кружок;

художественное проектирование

В конце года — отчетные концерты (неделя искусства — март)

видео- и фото-архивы

Техническая («Мастерская технического творчества»):

робототехника;

инженерная графика;

Слет юных изобретателей -исследователей с представлением авторских моделей и защитой технических проектов (начало апреля) «Я+Техника=?»

стендовая защита,

сборник выступлений, фотовыставка

Социально-педагогическая («Мастерская социального проектирования»):

медиастудия;

экономический клуб «Мыслитель»

Периодические программы новостей

видеоархив

Экономические чтения (январь),

защита экономических проектов (май)

«Я мыслю…»:

сценарии мероприятий, сборник работ обучающихся

Туристско-краеведческое («Мастерская краеведения»):

Кружок «Следопыт»;

музееведение

Краеведческий квест (по отдельному графику, по параллелям)

сценарий квеста (игры)

Естественно-научная (Центр эколого-биологических исследований и природоохранной работы)

Научно-практическая конференция «Мое открытие» (конец апреля)

сборник результатов исследований обучающихся

К тому же сейчас уже можно выделить и ряд проблем, решая которые, мы можем спланировать и перспективы развития:

  1. Спрос может опережать предложение: многие направления очень востребованы. Мы продолжим мониторинг родительского запроса и в дальнейшем, возможно, будут открыты дополнительные группы;
  2. Чем старше обучающиеся, тем меньше они посещают группы дополнительного образования. Отчасти, это связано с тем, что многие определились ранее и посещают другие учреждения дополнительного образования. Но все же мы должны продумать и для старшеклассников виды деятельности.
  3. Одним из факторов привлечения обучающихся может стать разработка профессионально ориентированных программ. Здесь становится перспективным направление работы Детской юридической академии на базе МАОУ «ОЦ № 5 г. Челябинска».
  4. В дальнейшем также возможна разработка дополнительных образовательных программ, которые могут стать прямым продолжением базовых образовательных программ;
  5. Возможно, в дальнейшем выход на создание интегрированных программ, общих для системы базового и дополнительного образования.

Дополнительное образование, по оценке А. Г. Асмолова, должно в полной мере стать вариативным образованием, определяющим, «зону ближайшего развития в России от традиционной педагогики к педагогике развития» [3].

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики — к педагогике развития // Внешкольник. — 1997. — № 9.

Похожие статьи

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования»

Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования

Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации

Урок-мастерская как средство формирования самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся

Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Дистанционное обучение как современная форма обучения в российских высших учебных заведениях

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования»

Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования

Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации

Урок-мастерская как средство формирования самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся

Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Дистанционное обучение как современная форма обучения в российских высших учебных заведениях

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Задать вопрос