Привлекательность дополнительного образования как дополнения к общему образованию | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 02.02.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Маркашева, Г. П. Привлекательность дополнительного образования как дополнения к общему образованию / Г. П. Маркашева, Т. Д. Шевелева, О. Ю. Гончаренко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8800/ (дата обращения: 16.11.2024).



Система дополнительного образования детей является полноправным партнёром школьного образования, выступает необходимым звеном, которое обеспечивает развитие личности, её раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую, способствует реализации знаний и навыков, активизирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — дети могут развивать свои способности, адаптироваться в современном обществе, полноценно организовывать своё свободное время. В дискуссии по поводу того, должна ли школа только учить, или еще и воспитывать детей, наконец достигнута ясность. Должна — и точка. Причем по разным направлениям должна воспитывать: по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому и другим. Наиболее благоприятные условия воспитательной среды в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, здесь многообразие программ различного направления, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации. Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных общеразвивающих программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети, подростки и их родители, молодёжь.

На сегодняшний день Центр эстетического воспитания детей и молодежи — открытая, динамично развивающаяся образовательная система с развитой материально-технической базой для проведения учебных занятий. Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие программы художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей.

Образовательная программа ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» с учетом Концепции дополнительного образования, Стратегии развития воспитания в РФ нацелена на воспитание у учащихсябазовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях:

— патриотизма (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству);

— социальной солидарности (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственности (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);

— семьи (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

— труда и творчества (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость);

— науки (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

— традиционных российских религий (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога);

— искусства и литературы (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);

— природы (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);

— человечества (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

— истории России, российских народов, своей семьи, рода;

— жизненного опыта своих родителей, предков;

— традиционных российских религий;

— произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

— периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

— фольклора народов России;

— общественно полезной и личностно значимой деятельности;

— учебных дисциплин;

— других источников информации и научного знания.

Для решения поставленных задач в ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» предусмотрена система воспитательных мероприятий, которая одновременно является фундаментальной основой для достижения учащимися личностных результатов и формирования ключевых компетенций. Воспитательные мероприятия проводятся педагогом ДО как во время учебных занятий согласно календарно-тематического планирования, так и вне сетки часов, отведенных на реализацию программного материала, и имеет две важные составляющие — индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Направления воспитательной работы:

Воспитание эстетической и этической культуры личности (формирование коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной компетенций).

Воспитание демократической и правовой культуры личности (формирование социальной компетенции).

Воспитание экономической культуры, культуры труда (формирование социальной компетенции).

Воспитание интеллектуальной культуры и развития творческой одаренности (формирование познавательной, креативной компетенций).

Воспитание физической культуры личности (формирование здоровьесберегающей и ценностно-смысловой компетенций).

Воспитание культуры жизненного самоопределения личности, формирование гражданской позиции и патриотизма (формирование общекультурной и ценностно-смысловой компетенций).

На протяжении многих лет Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Астраханской области «Центр эстетического воспитания детей и молодежи» ведёт большую образовательно-воспитательную, культурно-досуговую и массовую работу с детьми города Астрахани и Астраханской области. Ежегодно около 3000 человек, среди которых немало детей из неполных и многодетных семей, детей-сирот, опекаемых, посещают наше учреждение, где для них проводятся учебные занятия, соревнования, спектакли, конференции, новогодние праздники, тренинги и многое другое. Повинуясь требованиям времени, Центр продолжает расширять направления работы, совершенствуя существующие и открывая новые. Показателем качества деятельности ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» являются успехи и достижения обучающихся на конкурсных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.

Образ выпускника ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» ориентирован на приближение понимания современного национального воспитательного идеала, формирующегося в Концепции дополнительного образования детей, Стратегии развития воспитания в РФ, с учетом компетентностного подхода, а именно «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Выпускник ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» — это личность, обладающая ключевыми компетенциями.

Литература:

  1. Антифеева О. Н. Основные направления интеграции основного и дополнительного образования. — М.: Время, 2012. — 184с
  2. Библиотечка журнала «Вестник образования России». № 3/2013. // Изд-во «Про-Пресс», 2013. — С.8–36.
  3. «Вестник образования» выпуск 2712, // Изд-во «Просвещение», — № 10. май 2011. — С.4–9.
  4. Голованов В. П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. — 2010. — № 8. — с.57–62
  5. http://cevdim.ru/images/Dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_Osnovy_rukopashnogo_boya_copy.pdf
  6. http://cevdim.ru/images/Dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_Turisty-kraevedy_copy.pdf
Задать вопрос