Привлекательность дополнительного образования как дополнения к общему образованию
Авторы: Маркашева Галина Павловна, Шевелева Татьяна Дмитриевна, Гончаренко Ольга Юрьевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 02.02.2024
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Маркашева, Г. П. Привлекательность дополнительного образования как дополнения к общему образованию / Г. П. Маркашева, Т. Д. Шевелева, О. Ю. Гончаренко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8800/ (дата обращения: 17.12.2024).
Система дополнительного образования детей является полноправным партнёром школьного образования, выступает необходимым звеном, которое обеспечивает развитие личности, её раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую, способствует реализации знаний и навыков, активизирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — дети могут развивать свои способности, адаптироваться в современном обществе, полноценно организовывать своё свободное время. В дискуссии по поводу того, должна ли школа только учить, или еще и воспитывать детей, наконец достигнута ясность. Должна — и точка. Причем по разным направлениям должна воспитывать: по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому и другим. Наиболее благоприятные условия воспитательной среды в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, здесь многообразие программ различного направления, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации. Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных общеразвивающих программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети, подростки и их родители, молодёжь.
На сегодняшний день Центр эстетического воспитания детей и молодежи — открытая, динамично развивающаяся образовательная система с развитой материально-технической базой для проведения учебных занятий. Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие программы художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей.
Образовательная программа ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» с учетом Концепции дополнительного образования, Стратегии развития воспитания в РФ нацелена на воспитание у учащихсябазовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях:
— патриотизма (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству);
— социальной солидарности (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
— гражданственности (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);
— семьи (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
— труда и творчества (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость);
— науки (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
— традиционных российских религий (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога);
— искусства и литературы (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);
— природы (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
— человечества (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
— истории России, российских народов, своей семьи, рода;
— жизненного опыта своих родителей, предков;
— традиционных российских религий;
— произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
— периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
— фольклора народов России;
— общественно полезной и личностно значимой деятельности;
— учебных дисциплин;
— других источников информации и научного знания.
Для решения поставленных задач в ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» предусмотрена система воспитательных мероприятий, которая одновременно является фундаментальной основой для достижения учащимися личностных результатов и формирования ключевых компетенций. Воспитательные мероприятия проводятся педагогом ДО как во время учебных занятий согласно календарно-тематического планирования, так и вне сетки часов, отведенных на реализацию программного материала, и имеет две важные составляющие — индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Направления воспитательной работы:
Воспитание эстетической и этической культуры личности (формирование коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной компетенций).
Воспитание демократической и правовой культуры личности (формирование социальной компетенции).
Воспитание экономической культуры, культуры труда (формирование социальной компетенции).
Воспитание интеллектуальной культуры и развития творческой одаренности (формирование познавательной, креативной компетенций).
Воспитание физической культуры личности (формирование здоровьесберегающей и ценностно-смысловой компетенций).
Воспитание культуры жизненного самоопределения личности, формирование гражданской позиции и патриотизма (формирование общекультурной и ценностно-смысловой компетенций).
На протяжении многих лет Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Астраханской области «Центр эстетического воспитания детей и молодежи» ведёт большую образовательно-воспитательную, культурно-досуговую и массовую работу с детьми города Астрахани и Астраханской области. Ежегодно около 3000 человек, среди которых немало детей из неполных и многодетных семей, детей-сирот, опекаемых, посещают наше учреждение, где для них проводятся учебные занятия, соревнования, спектакли, конференции, новогодние праздники, тренинги и многое другое. Повинуясь требованиям времени, Центр продолжает расширять направления работы, совершенствуя существующие и открывая новые. Показателем качества деятельности ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» являются успехи и достижения обучающихся на конкурсных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.
Образ выпускника ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» ориентирован на приближение понимания современного национального воспитательного идеала, формирующегося в Концепции дополнительного образования детей, Стратегии развития воспитания в РФ, с учетом компетентностного подхода, а именно «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Выпускник ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» — это личность, обладающая ключевыми компетенциями.
Литература:
- Антифеева О. Н. Основные направления интеграции основного и дополнительного образования. — М.: Время, 2012. — 184с
- Библиотечка журнала «Вестник образования России». № 3/2013. // Изд-во «Про-Пресс», 2013. — С.8–36.
- «Вестник образования» выпуск 2712, // Изд-во «Просвещение», — № 10. май 2011. — С.4–9.
- Голованов В. П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. — 2010. — № 8. — с.57–62
- http://cevdim.ru/images/Dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_Osnovy_rukopashnogo_boya_copy.pdf
- http://cevdim.ru/images/Dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_Turisty-kraevedy_copy.pdf