Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 13489 раз

Библиографическое описание:

Угольникова, Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования / Е. Н. Угольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23556/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка.

В связи с этим, проблема развития творческих способностей личности является актуальной на сегодняшний день. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Еще К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и другие отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка; большое внимание уделялось ими индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Тем не менее, совершенно очевидно, что такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы.

Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения ребенка. Вместе с тем остался целый ряд вопросов, в частности, место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе дополнительного образования; основные направления дополнительного образования детей и их развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов, влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение; отношение детей и родителей к различным направлениям и видам дополнительного образования и другие, требующие своего решения. Однако реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы творческого развития личности ребенка, его самоопределения.

В связи с этим возникает ряд противоречий между: возрастающими требованиями времени к формированию саморазвивающейся и самоопределяющейся личности. Гипотезой исследования является предположение о том, что дополнительное образование детей как определенная система оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии соответствующих педагогических условий, основными из которых являются: вариативность образования; личностно-деятельный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком, особенности педагога дополнительного образования; позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию.

В основе системы дополнительного образования детей лежат свободный выбор каждым ребенком направления и вида деятельности; содержание и организационные формы работы, отвечающие познавательной потребности ребенка; особенности самого педагога, адекватные данной форме образовательного процесса. Педагогическими условиями дополнительного образования детей, обеспечивающими их творческое развитие, самоопределение выступают соответствующее содержание деятельности, многообразие дополнительных образовательных программ, личностно-ориентированный, личностно-деятельный подход в организации работы и адекватные этой форме образования особенности личности педагога.

Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка, наличии следующих педагогических условий, соответствующего содержания деятельности, многообразия образовательных программ, личностно-деятельностного подхода в организации работы. Как оказалось, наибольшее предпочтение дети и родители отдают спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, техническому творчеству, эколого-биологическому и туристско-краеведческому направлениям дополнительного образования, что связано в первую очередь с интересами, склонностями, потребностями и возможностями ребенка. Результаты теоретического и эмпирического исследования дают основание утверждать, что система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка.

Современная система дополнительного образования направлена на взаимодействие с семьей, школой, социумом, предоставляя при этом возможность каждому учащемуся заниматься разными видами деятельности, обеспечивая активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения. Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации в нынешней и будущей жизни. Причем процесс социализации в данной системе образования опосредован творчеством, творческой деятельностью в коллективе. Он имеет свою собственную логику развития, предполагает преодоление и снятие противоречий и может, при создании определенных педагогических условий, способствовать адаптации личности учащихся, развитию их творческих способностей. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом. Выявлены особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности. Сотворчество детей и педагогов, акцентированная субъектность, координирующая роль педагога в воспитательном процессе, возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности, выраженность критериально-значимых характеристик социальной активности — вот главные принципы построения педагогического процесса. Обосновано содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающее многообразие направлений предметно-практических занятий, обеспечивающих развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования отражает многообразие направлений предметно-практических занятий с правом выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания, обеспечивает развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Структура воспитания социальной активности показывает его социально-ориентированную направленность на организацию сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания.

По мнению исследователей, первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Таким образом, опираясь на исследования ученых, констатируем, что в конце XIX — начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл — этим словом называли культурно-просветительную работу. Е. Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами». С. Судзуки писал, что «единственная забота родителей- воспитать ребенка честным человеком. Этого вполне достаточно. Мы только должны добиться, чтобы у него были чистые помыслы и благородные помыслы».

 

Литература:

  1.               Актуальные проблемы музыкального образования. К.,1986.
  2.               Музыкальное воспитание в школе. Вып. 4., М., 1965.
  3.               Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М., 1981.
  4.               Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта- исполнителя: (Школа- училище- вуз). Новосибирск, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, творческое развитие личности ребенка, образовательный процесс, ребенок, социальная активность, позитивное отношение, дополнительное образование родителей, творческое развитие, школьное образование.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие познавательных творческих способностей младших школьников

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие познавательных творческих способностей младших школьников

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Задать вопрос