Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с подростками в учреждениях дополнительного образования
Автор: Макусинская Мария Яновна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 27.12.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Макусинская, М. Я. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с подростками в учреждениях дополнительного образования / М. Я. Макусинская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18800/ (дата обращения: 16.01.2025).
В статье поднимаются вопросы, касающиеся психолого-педагогических особенностей воспитательной работы с подростками в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, воспитательная работа, подростки, учреждения дополнительного образования.
Одним из основных, критических периодов любого человека является подростковый период — это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребёнка [2]. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Детским считается возраст до 10–11 лет. С 11–12 лет и до 23–25 рассматривается как период перехода от детства к зрелости и делится на три этапа: первый — это подростковый (отроческий возраст от 11 до 15 лет), второй — это юношеский возраст (от 14–15 до 16 лет), третий — поздняя юность (от 18 до 23–25 лет).
«Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому» [10]. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы [5]. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком, — это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л. С. Выготский считает, что «формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста» [4].
Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «подросток», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества [11]. Именно в этом возрасте происходит усвоение новых требований и правил «вхождения» в коллектив сверстников, совершается коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы. Детство подростка всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее и дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь [3]. От того, направим ли мы их путь истины добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.
Подростковый возраст — это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Как утверждает А. А. Жаркова, перед педагогами, осуществляющими социально-культурную деятельность в образовательных учреждениях, стоит главная задача, заключающаяся в том, чтобы «сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности» [6, с.4].
Одна из задач современной культуры, образования и воспитания — способствовать с помощью школы и других культурно-образовательных институтов, семьи и общественных организаций, учреждений дополнительного образования созданию в России высокой культуры воспитания [1].
Педагоги, психологи утверждают, что формировать какие-либо качества можно только через деятельность. Это очевидно. Однако очевидно и другое: деятельность тоже может быть разной. Одна воспитывает в подростке способность и стремление к созиданию, другая приучает к подчинению и выполнению заданного, учит ни на шаг не отступать от предписанного. Проведённые исследования показывают, что основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Выход из таких ситуаций только один: активное включение подростков в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств подростка с его целостным, гармоничным, всесторонним формированием личности; привитием социально-адаптированных, культурных, общественно-адекватных норм поведения и жизнедеятельности; развитием эстетических и нравственных сторон личности у подростка [3].
Социализация подростков в настоящее время существенно отличается от процесса прежних лет. У подростков раньше формируется своё представление о будущем и о своём месте в жизни. Они раньше осознают важность ощущения своих сил и возможность в выборе будущей профессии. Для самоутвердившихся подростков характерна устойчивость к никотину, алкоголю и наркотикам. Но они в большей степени подвержены страху оказаться несостоятельными и неуспешными. Психологи наблюдают тот факт, что современная жизнь наделяет подростков неверием в людей, прагматизмом, цинизмом, отсутствием стремления к общению со сверстниками и нежеланием помогать друг другу. Наше будущее зависит от того, какие ценности сумеют усвоить новые поколения. И в этом существенно поможет грамотно организованный досуг ребят [9].
Таким образом, развитие творческих способностей, вхождение ребёнка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени.
В решении многих задач важнейшую роль играет взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей: «Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга» [7].
Принципы, методы и технологии дополнительного образования излагаются в конкретных образовательных программах, что зафиксировано в ст.26 Закона РФ «Об образовании». Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [12].
Функциями учреждений дополнительного образования является: социальная, компенсаторная, развивающая, рекреационная, адаптационная, адаптационная, информационная, — которые определяют специфику и средства достижения цели деятельности учреждения, отражают общественные потребности конкретного этапа развития общества и носят объективный характер.
Учреждение дополнительного образования обеспечивает детям условия для их занятий, развития и осуществления их желаний и творческих устремлений [14].
Основными чертами дополнительного образования является свобода в выборе деятельности самим ребёнком; наличие авторских разработок; сам процесс деятельности подростка в дополнительном образовании выстраивается в соответствии с его потребностями; в дополнительном образовании приоритетно не обучение, а развитие личности, стимулирование её творчества; важнейшим принципом дополнительного образования является «воспитание в ситуации успеха».
Педагогическая ценность учреждений дополнительного образования в том, что они удовлетворяют все запросы самых разных категорий детей по возрасту и состоянию здоровья в условиях свободного времени [8].
Современная система дополнительного образования подростков, конструктивно использующая накопленный опыт внешкольных учреждений, всё многообразие содержания форм и методов организации образовательного процесса, находится на этапе инновационного развития [13].
Таким образом, востребованность культурно-досуговой, творческой, театрализованной деятельности в детских творческих объединениях способствует вовлечению в творческую работу подростков и создаёт широкие возможности для их развития и воспитания.
Литература:
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология. / М. А. Ариарский // Издание 2-е испр. и дополн. Санкт Петербург, 2001 г. — 249 с.
2. Белозерцев Е. П. Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры / предисл. и общая ред. А. В. Репринцева // Курск: ООО «Издательский дом ВИП», 2017. с. 5–13.
3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева // Московский гос. ун-т. — М.: Издательство МГУ, 1968. — 312 с.
4. Выготский Л. С. Педагогика подростка / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1984. — 250 с.
5. Еремин В. А. Улица-подросток — воспитатель. / В. А. Еремин. — М. Просвещение, 2007, — 132 с.
6. Жаркова А. А. Гармоничное развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход. «Педагогика искусства» / А. А. Жаркова. // Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» http://www.art-education.ru/AE-magazine/ дата обращения 02.07.15
7. Закон РФ «Об образовании». — Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 223 от 07.03.95 г.
8. Опарина Н. А. Педагогика детского зрелищного досуга: монография. / Н. А. Опарина. — М.: ООО «Белый ветер», 2013. — с.38
9. Первушина О. В. Социально-культурная деятельность: теоретические основы: учебное пособие. / О. В. Первушина — Барнаул: АГИИК, 2002, — 96 с.
10. Радина К. Д. В мире подростка. / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Медицина, 2010 г., — 98 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. /Составитель А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская СПб: Изд. «Питер», 2000. — 712 с.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», — М.: РИПОЛ классик; Изд-во «Омега-Л», 2016. — 142 с.
13. Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. / А. Б. Фомина М., 1996 г., — 105 с.
14. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России / Н. Е. Щуркова, 1998.– 48 с.