Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию успеха» (Л.С. Выготский).
Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность. С одной стороны, данное утверждение несколько категорично - воспитание словом, поступком, примером и т.д. С другой - заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворчество взрослого и ребенка трудно переоценить. Большинство детей действительно испытывают огромную потребность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, клубах и кружках, овладевать основами будущей профессии, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного решения, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, взрослых, зависит - сможем мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет.
Совершенно очевидно, что эта задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружением, средствами массовой информации, играет дополнительное образование детей - целенаправленный непрерывный процесс воспитания, обучения, развития.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
· создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
· многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
· личностио-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого. В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информацию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудовой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.;
· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
· признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
· применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка [3, с. 79].
Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе воспитания и обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуального жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способностей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип является основополагающим в системе дополнительного образования детей.
Традиционно понятие «дополнительное» идет по семантике слова. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. К сожалению, в российском образовании долгие годы понятие «дополнительное» было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями.
В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным образованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руководителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (организация воспитательного процесса в рамках школы), внешкольная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы).
Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе». Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в общении (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе. В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого учащегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо постараться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к знаниям, активной творческой деятельности. Приведем лишь один пример. В свое время известный педагог С.А. Шмаков рассказал реальную историю из жизни одного подростка, не дававшего покоя учителям своим поведением и отношением к учебе. Все изменилось благодаря случаю. В школе шла подготовка спектакля к празднику. Все роли были распределены, кроме одной - никто не хотел играть «зад коровы». Руководителю драмкружка каким-то образом удалось убедить мальчика в том, что он справится с этой ролью лучше других. Подросток решил попробовать и в ходе репетиций так увлекся, вложил в эту роль столько неуемной энергии, комизма и скрытого до сей поры актерского таланта, что наутро проснулся знаменитым. Его игра так потрясла зрителей - учителей, родителей, учащихся, что на какое-то время он стал героем школы. В нем вдруг увидели личность - яркую, талантливую, забыв о его оценках и поведении. Это мгновение оказалось переломным в жизни подростка - испытав однажды радость успеха и признания, мальчик захотел закрепить его. Спустя определенное время никто уже и не вспоминал о проблемах с некогда «трудным» подростком, поскольку они были решены сами по себе [5, с. 274].
Видимо, не стоит думать, что попытки вовлечь ребенка в общественно-полезную деятельность, разумно организовать его свободное время, найти дело по душе всегда дают столь положительный эффект. Конечно, нет. Но стремиться к тому, чтобы владеть объективной информацией о ребенке с помощью анкетирования, метода включенного наблюдения, тестирования, диагностики, которые проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители с целью оказать ему своевременную помощь и поддержку, бесспорно, необходимо. В последние годы в ряде школ на каждого ребенка стали заводить «Карту личного роста учащегося», куда на протяжении всех лет обучения заносится информация не столько об успеваемости, сколько об общественно-полезной деятельности ребенка, его творческих успехах в дополнительном образовании, отличительных чертах, становлении характера и т.д. Думается, эта форма работы позволит педагогам совместно с родителями своевременно вносить коррективы в воспитание ребенка, его гражданское становление. Бесспорно, имеет значение и то, какие знания и оценки получат школьники, но гораздо большее - то, каким человеком станет каждый из выпускников школы, какие ценности он привнесет в свое окружение, общество в целом, насколько он готов к вступлению во взрослую жизнь.
Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизнедеятельности и собственного развития. Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).
Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя.
Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и космонавтами, моряками и автомобилистами, изобретателями и радистами и т.п. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.
Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи. Развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях образования, по месту жительства.
Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. Свыше миллиона детей и подростков участвуют в реализации целевой программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество - все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. В последние годы заметно возросло число «школ выживания», где ребята приобретают необходимые знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях [1, с. 28].
В ходе модернизации российского образования активизировалась роль дополнительного образования в решении проблем профильного обучения учащихся. Исследования показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их привлекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), прикладное творчество (29,1%), на втором месте - спорт (25,5%). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой. С учетом того, что в системе дополнительного образования детей помимо специалистов, имеющих педагогическое профессиональное образование, работают профессионалы из других областей - режиссеры и художники, тренеры и инженеры, музыканты и мастера прикладного творчества и т.д., дети получают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий, легче и быстрее адаптируются на рынке труда после окончания. В числе профессий, которые дети хотели бы приобрести в будущем, на первом месте - юрист, врач, журналист, музыкант (причем независимо от пола). Среди мальчиков предпочтение отдано таким профессиям, как программист, летчик, водитель, менеджер и бизнесмен. Среди девочек - экономист, бухгалтер, психолог, переводчица, актриса, парикмахер, манекенщица, банкир и дипломат. Как оказалось, дети считают самым важным в выбранной ими профессии то, что она позволит им быть профессионалом, мастером в своем деле, получать удовлетворение от работы, даст возможность общения с людьми, помогать людям и доставлять им радость.
Кроме того, дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка. Самоопределение наиболее значимо в подростковом и старшем школьном возрасте, так как наличие возрастных особенностей приводит к тому, что дети особенно остро переживают конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, что характеризуется проявлением типичных личностных реакций: активным протестом, стремлением подражать избранному образцу, настойчивым желанием добиваться успеха именно в той области, где он не чувствует себя уверенно, стремлением освободиться от опеки, контроля со стороны старших. Эти проявления являются нормальными возрастными особенностями, которые, однако, при неблагополучных условиях (как внешних, так и внутренних) могут перерастать в акцентуации характера и усиливаться вплоть до психических расстройств при неправильном воспитании, вести к различным формам отклоняющегося поведения. Одной из причин, порождающих такую ситуацию, является современная социальная ситуация развития детей, когда они порой лишены возможности обсуждать остро волнующие их проблемы, связанные с особенностями и потребностями возраста; часто им недоступна информация о том, как преодолеть стресс, конфликт, кризис и т.д. [2, с. 104].
Более 70% детей в их понимании соотносят самоопределение на данном этапе в основном с выбором профессии. В числе основных этапов на пути к своей профессиональной мечте они выделяют такие, как «хорошо закончить школу», «поступить в институт», «параллельно получить дополнительное образование», «освоить любимую профессию». Тем не менее ребенок школьного возраста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования детей, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых различных жизненных ситуациях. Так, в основном дети сами определяли выбор того или иного вида деятельности. Существенно влияют на выбор ребенка родители и друзья. В свою очередь, на решение родителей привести ребенка в учреждение дополнительного образования детей повлияли высокий профессиональный уровень педагогов дополнительного образования и интересы ребенка.
Данные исследований показывают, что половина мальчиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души», и лишь третья часть из них предполагают, что их будущая профессия связана с любимым занятием в объединении. Это очень важный показатель, так как профессиональное самоопределение является, несомненно, очень важной, но тем не менее не единственной составляющей самоопределения человека. По мнению детей, наиболее полно их жизненному выбору способствует семья, дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера, которая царит в учреждении дополнительного образования детей, в конкретном творческом объединении и, конечно же, друзья, которые значат в жизни ребенка очень много.
Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:
· чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложения творческой активности;
· чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;
· чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в развитии творческих способностей и самоопределении;
· чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.
Суть педагогической поддержки в данном случае состоит в создании воспитывающей среды, в которой происходит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, являющегося своего рода механизмом выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педагогом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, саморазвитие, самовоспитание в соответствии с имеющимися у ребенка личностными ресурсами.
Используя результаты диагностики, педагог призван помочь определить темп продвижения в усвоении знаний, индивидуальный и, что немаловажно, оптимальный для каждого ребенка. Таким образом, педагог способствует тому, что каждый школьник учится определять и сопоставлять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами. Единство деятельности, познания и общения - необходимое условие для воспитания ребенка. «Работа воспитателя достигает своей цели только тогда, - подчеркивал В.В. Давыдов, - когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участника и субъекта воспитательного процесса».
Каковы же особенности личности педагога дополнительного образования, играющие большую роль в воспитании, творческом развитии ребенка и процессе его самоопределения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности. Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятельности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность - как единство личностных и профессиональных компонентов педагогической деятельности.
Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям. Одна из главных отличительных черт такого педагога - наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ребенка.
Установлены профессионально значимые психологические характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направленность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.
В работе педагога дополнительного образования можно выделить три необходимых фактора, оказывающих существенное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: воспитывающая среда - речевая, поведенческая, зрительная и др.; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.
Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:
- поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
- не навязывать ребенку вопреки его желанию способы деятельности и поведения;
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества [4, с. 61].
Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разделяет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.). Особенности личности педагога дополнительного образования, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.
Библиографический список:
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.
2. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. М.: НИИ ВШ, 1989.
3. Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991-1995 гг. (в 2-частях). М., 1995.
4. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000.
5. Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.