Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Пшеничных, Л. А. Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи / Л. А. Пшеничных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86823/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Ключевые слова: вариативные формы образования, группа кратковременного пребывания, адаптационная модель, адаптация, дети раннего возраста.

В настоящее время вся система образования, в том числе и дошкольного, ориентирована на потребности общества и нацелена на повышение доступности качественного образования.

Увеличение в последние годы численности населения в возрасте от 1 года до 7 лет обусловило рост численности детей в возрасте до 3 лет, которые нуждаются в предоставлении места в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому одним из основных направлений деятельности регионального и муниципальных органов управления в сфере образования, обозначенным в государственной программе Белгородской области «Развитие образования Белгородской области» [1], является увеличение охвата детей программами дошкольного образования, в том числе путем развития вариативных форм дошкольного образования.

В XXI веке на смену классической форме дошкольного образования — детский сад полного дня — пришли новые вариативные формы. На примере дошкольного образования в нашем городе, мы видим, что проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

Во исполнение региональной дорожной карты по обеспечению детей в возрасте до 3 лет программами поддержки раннего развития, утвержденной приказом департамента образования Белгородской области от 04.03.2016 г. № 756, на основании приказа управления образования администрации г. Белгорода от 09.01.2018 г. № 02 «Об организации вариативных форм дошкольного образования в МДОУ» с 01 сентября 2019 года в МБДОУ д/с № 75 г. Белгорода функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с трех часовым пребыванием.

В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания (дифференцируются по месту размещения группы, направлениям приоритетной деятельности, возрасту воспитанников) в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования [2].

Проанализировав ресурсные условия детского сада (наличие необходимых помещений, соответствие развивающей предметно-пространственной среды, занятость педагогических работников и технического персонала в течение рабочего дня и др.), образовательных запросов родителей (законных представителей) воспитанников, нами была выбрана адаптационная модель группы кратковременного пребывания.

Период адаптации к новым условия — крайне важный период в развитии и социализации ребенка. Родители должны помочь ребенку пережить этот период. Но зачастую отсутствие у родителей компетентных знаний и времени затрудняет процесс адаптации ребенка к детскому саду. Таким детям и их родителям необходима квалифицированная помощь и сопровождение, а также практика общения малышей со своими сверстниками для ранней социализации.

Адаптационная группа кратковременного пребывания организована с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к детскому саду, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе. По результатам ежегодного мониторинга социально-психологической адаптации воспитанников ДОО к новым условиям обучения и воспитания 100 % детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания, имеют высокий уровень адаптации.

Адаптационная группа кратковременного пребывания функционирует в отдельном специально оборудованном помещении детского сада, в котором создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПин. Кроме того, для детей, посещающих группу кратковременного пребывания, в рамках регионального проекта «Дети в приоритете», муниципального проекта «Создание рекреационных образовательных зон» с целью расширения образовательного пространства детского сада создана образовательная зона «Развивающий коридор», представляющая собой функциональную среду для свободной самостоятельной деятельности, обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития. «Развивающий коридор» оборудован различными бизибордами, зоной для творчества и чтения, познавательными дидактическими панелями.

Содержание образовательного процесса в адаптационной группе кратковременного пребывания определяется основной образовательной программой дошкольного образования.

Образовательный процесс в адаптационной группе кратковременного пребывания включает в себя гибкий режим пребывания, различные педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное личностно-ориентированное развитие ребенка и регламентируется календарным планом, расписанием образовательной деятельности, режимом дня.

Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников адаптационной группы кратковременного пребывания является интегрированное занятие, которое предполагает интеграцию содержания каждой образовательной области с содержанием как всей учебной программы дошкольного образования, так и отдельных образовательных областей (например, «Ребенок и общество»/«Изобразительное искусство» (рисование), «Элементарные математические представления»/«Изобразительное искусство» (конструирование), «Ребенок и природа»/«Художественная литература» и др.), что позволяет формировать у воспитанников раннего возраста целостную картину мира.

Нерегламентированная деятельность воспитанников включает их самостоятельную деятельность в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

Одним из направлений деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания является организация совместной с родителями деятельности.

Для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания, организованы такие формы взаимодействия как «Родительский клуб» и «Родительский час», в рамках которых родители совместно с педагогами детского сада обсуждают актуальные вопросы развития детей раннего возраста как в очном, так и в дистанционном (офлайн и онлайн) формате общения. С целью методической и информационной поддержки родителей и педагогов создана педагогическая лаборатория для детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных форм и методов работы».

Таким образом, организация в детском саду адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста отвечает современным социальным запросам родителей и обеспечивает гибкую систему доступности дошкольного образования.

Литература:

1. Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области». Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области URL: http://www.belregion.ru. 09.01.2014. «Сборник нормативных правовых актов Белгородской области». № 42 (том III). 13.01.2014.

2. Письмо Минобразования РФ от 31 июля 2002 г. № 271/23–16 «О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/1590593/.

Основные термины (генерируются автоматически): кратковременное пребывание, адаптационная группа, детский сад, ранний возраст, дошкольное образование, ребенок, Белгородская область, Изобразительное искусство, образовательный процесс, развивающая предметно-пространственная среда.


Ключевые слова

адаптация, дети раннего возраста, группа кратковременного пребывания, вариативные формы образования, адаптационная модель

Похожие статьи

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Похожие статьи

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Задать вопрос