В статье рассматривается опыт разработки и внедрения вариативной формы работы с семьями, воспитывающих детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Данная форма работы помогает успешной социализации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: вариативная форма работы, социализация, дошкольный возраст, взаимодействие с семьей.
В современном обществе все более возрастают требования к системе существующего образования подрастающего поколения, в том числе, к системе дошкольного образования. В целях реализации каждого ребенка на доступное и качественное образование возникает необходимость внедрения эффективных форм работы дошкольного учреждения с семьей, учитывающих возрастную категорию детей, индивидуальные возможности и особенности, а также потребности конкретной семьи. Актуальным решением данного вопроса выступает организация вариативной формы работы в дошкольном образовании.
В МБДОУ «Детский сад № 153» общеразвивающего вида города Барнаула разработана и внедрена вариативная форма работы с семьями, воспитывающими детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение,- Игровой вечер «Вместе с мамой». При ее разработке участвовал педагогический коллектив данного дошкольного учреждения под руководством старшего воспитателя во взаимодействии с педагогом-психологом. На Педагогическом совете был рассмотрен вопрос о необходимости социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. В связи с этим было проведено анкетирование о нуждаемости в такой форме работы среди родителей района, в котором расположен детский сад посредством использования официального сайта МБДОУ «Детский сад № 153». Далее было разработано Положение о вариативной форме работы «Игровой вечер «Вместе с мамой» МБДОУ учреждения «Детский сад № 153», в котором было отражено содержание данной работы, а также нормативные документы, регламентирующие деятельность вариативной формы.
На Педагогическом совете детского сада сформирован и утвержден состав из числа узких специалистов и педагогов, отвечающих за реализацию вариативной формы, разработаны формы журналов для фиксации проведенной работы (таблица 1, таблица 2), составлен и утвержден план работы на учебный год (таблица 3), а также график (расписание) работы. Работа вариативной формы «Игровой вечер «Вместе с мамой» осуществляется 1 раз в месяц (последняя пятница месяца) в течение учебного года с сентября по май. Мероприятия проводятся совместно с детьми и родителями (законными представителями) по утверждённому плану работы. За посещение мероприятий плата с родителей (законных представителей) не взимается.
Таблица 1
Журнал регистрации родителей (законных представителей) на посещение мероприятий вариативной формы работы «Игровой вечер «Вместе смамой»
№п\п |
ФамилияИ.О. родителей (законных представителей), записавшихся на мероприятие |
Дата проведения мероприятия |
Количество участников |
ФамилияИ.О. ироспись записавшего на мероприятие |
Таблица 2
Журнал учета вариативной формы работы «Игровой вечер «Вместе смамой»
Дата, время проведения мероприятия |
Тема |
Форма проведения |
ФамилияИ.О. присутствующих на мероприятии родителей (законных представителей) |
Дата, время проведения мероприятия |
Таблица 3
План работы вариативной формы «Игровой вечер «Вместе смамой» для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
||
|
Разработка плана работы и графика (расписания) работы на 2019/2020 учебный год, определение состава педагогических работников, участвующих в работе вариативной формы, разработка мероприятий для реализации в 2019/2020 учебном году. |
До 02.09.2019 |
Заведующий Старший воспитатель |
||
|
Утверждение плана, графика (расписания) работы и состава педагогических работников, участвующих в работе вариативной формы в 2019/2020 учебном году. |
До 02.09.2019 |
Заведующий |
||
|
Издание приказа об открытии вариативной формы работы «Игровой вечер «Вместе с мамой» в МБДОУ2019/2020учебном году. |
До 02.09.2019 |
Заведующий |
||
|
Рассмотрение на Педагогических советах информации о функционировании (работе)вариативной формы «Игровой вечер «Вместе с мамой» в МБДОУ в2019/2020учебном году. |
В течение года при необходимости |
Заведующий |
||
|
Реализация плана работы, мероприятий вариативной формы «Игровой вечер «Вместе с мамой». |
В течение года |
Заведующий Старший воспитатель Педагоги |
||
|
Ведение документации по работе вариативной формы «Игровой вечер «Вместе с мамой» в ДОУ. |
В течение года |
Заведующий Старший воспитатель Педагоги |
||
|
Информирование семей о работе вариативной формы «Игровой вечер «Вместе с мамой» через официальный сайт МБДОУ, информационные стенды МБДОУ. |
В течение года |
Заведующий Старший воспитатель |
||
|
Изучение запросов, поступающих от семей, воспитывающих детей дошкольного возраста детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, на мероприятия, предоставляемые вариативной формой работы «Игровой вечер «Вместе с мамой». |
В течение года при наличии запросов |
Заведующий Старший воспитатель Педагоги |
||
МЕРОПРИЯТИЯ НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД |
|||||
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственный |
|
|
«Юные поварята» |
Музыкально-спортивное развлечение |
Сентябрь |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«Весёлые приключения» |
Развлечение |
Октябрь |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«Творим вместе с мамой» |
Мастер-класс |
Ноябрь |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«У пушистой ёлки, встанем в хоровод» |
Развлечение |
Декабрь |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«Путешествие в сказочный лес» |
Развлечение |
Январь |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«Ловкие и смелые» |
Физкультурное развлечение |
Февраль |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«Весна шагает по дорожке…» |
Музыкальное развлечение |
Март |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«Смех-лучшее лекарство» |
Развлечение |
Апрель |
Старший воспитатель Специалисты |
|
|
«Уроки доктора Пилюлькина» |
Развлечение |
Май |
Старший воспитатель Специалисты |
|
Результаты работы внедренной вариативной формы уже в течение нескольких месяцев говорят о том, что данная форма работы пользуется спросом у родителей, является доступной формой успешной социализации детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, обеспечивает построение устойчивых, продуктивных, партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, в том числе, воспитывающих детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Литература:
- Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.
- Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, № 12. с. 27
- Денякина Л. М. Предшкольное образование: идеи, поиски, решения // Методист. — 2008. № 1. — С. 61–65.
- Скрипова, Н. Е. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе // Управление ДОУ. — 2008.№ 1. — С. 23–28.
- Сластенин В. А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука. — 2000. № 1. — С.15–23.
- Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошк. воспитание. — 1996 — № 6.