В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблемы доступности и повышения качества дошкольного образования.
Ключевые слова: вариативные формы ДО; психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей раннего возраста; общедоступность дошкольного образования.
В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает заказчиком и потребителем образовательных услуг. В современных условиях семья, социальный институт воспитания детей, выступает в роли социального потребителя и потребителя дошкольных услуг. Проблема государства сегодня заключается в улучшении демографической ситуации. Сегодня система ДО разработана таким образом, чтобы она была гибкой, кросс-модельной и отвечала социальным потребностям родителей. Кроме того, это становится одним из факторов улучшения демографической ситуации.
Целью государственной образовательной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Реализация поставленной цели решается в следующих приоритетных областях:
— разработка и реализация вариативных форм ДO;
— психолого-педагогическая поддержка семьи (оказание помощи родителям, воспитывающих маленьких детей).
Современная форма функционирования образовательных учреждений сегодня может быть не единственной. Да и нынешняя проблемная ситуация с местами в детских садах актуальна. Поэтому в традиционных формах дошкольного образования активно развиваются современные модели.
В послании Федеральному Собранию Владимир Путин отметил, что наша страна должна выйти из демографической ловушки и обеспечить устойчивый естественный рост населения страны к середине следующего десятилетия (2020 год).
Демография — это область, в которой нет универсального, а тем более специализированного решения. Каждый наш шаг, новый закон и государственная программа должны оцениваться в первую очередь с точки зрения наивысшего национального приоритета — прироста населения России.
При разработке долгосрочной политики поддержки семьи нам необходимо покончить с определенными жизненными ситуациями, чтобы понять трудности, с которыми сталкивается молодая, большая или одинокая семья. Поэтому самый важный и самый деликатный вопрос — это возможность посещения ребенком образовательной организации. Мы предоставили средства из федерального бюджета, чтобы помочь регионам создать 255 000 новых мест для яслей к концу 2021 года. Однако в 2018–2019 годах вместо 90 000 таких мест было создано 78 000 000, из которых 37,5 000 фактически могут быть предоставлены для детей. Кроме того, образовательная лицензия еще не получена. Такой детский сад еще не готов принять детей.
Из-за нехватки мест в образовательных учреждениях и государственной политики для обеспечения общедоступного дошкольного образования для всех групп населения возникла проблема внедрения новых перспективных форм дошкольного образования для детей, не охваченных системой дошкольного образования. При организации различных форм необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности детей, их состояние здоровья, потребности семей и общества в целом, что определяет различные способы, задающие широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания ребенка вместе с одним из родителей (законных представителей) или без них в детском саду. Это говорит о том, что необходимо вводить и развивать вариативные формы ДО.
Вариативными формами дошкольного образования являются структурные подразделения государственных образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по общеобразовательным программам дошкольного образования. Они создаются с целью расширения охвата детей дошкольным образованием, оказания помощи родителям в решении проблем детского образования и создания равных возможностей для детей, поступающих в школу.
В Чебоксарах активно развиваются и функционируют центры игровой поддержки для развития детей раннего возраста, лекотеки и семейные дошкольные группы. Именно эти формы следует рассматривать сегодня как вариативные формы дошкольных образовательных услуг для детей, не посещающих детский сад. Основной целью создания таких групп является обеспечение потребностей населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими дошкольное учреждения.
Рассмотрим каждую из форм, которые функционируют в городе Чебоксары более подробно. Центр игровой поддержки детей раннего возраста организуются для детей в возрасте от 2 до 3 лет, которые не посещают образовательные учреждения и оказать поддержку семей, воспитывающих маленького ребенка. Посещение таких групп поможет безболезненно адаптировать маленького ребенка к условиям детского сада. В присутствии родителей педагог проводит индивидуальные занятия с ребенком, проводит занятия с детьми и родителями, которые помогают правильно научиться общаться с детьми, применять различные методы и приемы для организации детской деятельности. Семья также получает психологическую и воспитательную поддержку.
Сегодня в Чебоксарах широко распространены семейные дошкольные группы, которые были созданы с целью обеспечения всестороннего развития детей в возрасте от 1 до 7 лет, поддержки многодетных семей и предоставления возможностей трудоустройства многодетным матерям. Ожидаемые результаты развития семейной группы:
— расширение формы дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные учреждения;
— поддержка многодетных семей, предоставление возможностей трудоустройства для матерей, у которых имеются дети дошкольного возраста.
В группе семейного воспитания образовательная деятельность осуществляется на основе образовательной программы ДОО. Образовательная деятельность осуществляется как в домашних условиях, так и с посещением музыкальных, физкультурных занятий в ДОО.
В России помощь детям, с выраженными проблемами в развитии от рождения до пяти лет (и старше), традиционно оказывается за пределами ДО. Это ухудшает возможности их включения в социум, обедняет ресурсы развития, создает дополнительные проблемы для последующего обучения в школе. Родители таких детей, как правило, не знают, как общаться с ними дома, боятся сделать что-то не так, думают, прежде всего, о том, чтобы найти принципиально новый способ лечения, который позволил бы сразу все изменить, т. е. сделать ребенка абсолютно здоровым. В этом они ориентируются всецело на мнение специалистов, которые «должны спасти ребенка от всех проблем, в том числе эмоциональных и социальных». Так постепенно формируется родительская беспомощность, возникает барьер между родителем и ребенком. Дети практически находятся в состоянии депривации (сенсорной, педагогической), тем более что часто сами профессионалы поддерживают мнение о том, что взаимодействовать с такими детьми очень сложно. Они не столько ищут и предлагают способы выстраивания конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и педагогами, сколько подчеркивают сложности и проблемы. Итак, лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям. Таким образом, в современных условиях, с одной стороны, население испытывает острую нехватку мест в ДОО, с другой стороны, детскому саду в условиях рыночной экономики предоставляется возможность работы в условиях самофинансирования и, соответственно, возможность создания более широкого спектра услуг, предоставляемых детям и их родителям. Необходимо также особо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказывают влияние на характер взаимодействия ДОО и семьи. Анализ сложившейся ситуации в системе образования, по затронутой проблеме, показывает, что в настоящий момент при условии развития вариативных форм дошкольного образования сократится рост очередности в ДОУ, повысится компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
Литература:
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 2012.
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. — М.: Карапуз, 2014.
- Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. — М., 2015.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
- ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»