Взаимодействие с родителями — залог успешного развития детского сада
Авторы: Яшнова Людмила Сергеевна, Иванова Марина Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 17.09.2022
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Яшнова, Л. С. Взаимодействие с родителями — залог успешного развития детского сада / Л. С. Яшнова, М. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7580/ (дата обращения: 17.12.2024).
В наш активный XXI век родителям порой некогда найти время для занятий со своими детьми. А иногда они при всем желании не знают, как это правильно сделать. Именно поэтому активное привлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения становится актуальным и необходимым для создания конструктивного взаимодействия с семьей.
Ключевые слова: партнерство, взаимодействие, родители, детский сад, социум.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
В соответствии с ФГОС ДО родители воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса в дошкольной организации. Поэтому в нашем детском саду педагоги выстраивают доверительные, партнерские отношения с родителями.
Так, одной из конструктивной форм взаимодействия с родителями являются проводимые в ДОО два раза в год дни открытых дверей, где каждый родитель не только получает общие представления о деятельности детского сада, но и сам вместе с ребенком имеет возможность принять участие в интерактивных матер-классах, организованных педагогами ДОО по различным направлениям образовательного процесса. Не менее интересной формой является клуб выходного дня, когда родители вместе с детьми и педагогами посещают театры, выставки, музеи. Тем самым не только расширяют кругозор и получают новые знания, но и становятся ближе друг к другу, налаживают контакт вне стен образовательного учреждения.
Хорошим подспорьем в выстраивании взаимоотношений педагогов с родителями и родителями между собой и детьми являются семейные праздники, такие как «День Матери», «День отца», «День семьи», «День защитника Отечества», на которых организуются семейные посиделки, квест-игры, круглые столы и другие интересные формы взаимодействия.
Наш детский сад является участником муниципальных проектов города Чебоксары, в которых активное участие принимают и родители воспитанников. Например, проводят уроки мужества, представляя свою профессию детям в муниципальном проекте «Энциклопедия профессий от А до Я», организуют мастер-классы для детей по приготовлению полезных блюд и тренинги по правильному питанию для педагогов в рамках муниципального проекта «Здоровые дети — счастливые родители». В проекте «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» помогают с организацией выставок изделий чувашской старины, народной одежды и быта (мини-музеи). Участвуют в празднике народного костюма, представляя на дефиле чувашский национальный костюм разных этнографических групп, в городских и республиканских конкурсах, показывая свой талант с тем или иным членом семьи. В муниципальном проекте «Театр глазами детей» родители готовят костюмы, атрибуты, декорации к театрализованным представлениям, на которых сами с удовольствием исполняют роли. Для детей видеть своих родителей на сцене — это неописуемый восторг и радость. А участвовать вместе с папой или мамой, исполняя ту или иную роль в сказке — счастье вдвойне. В рамках муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» ходят в туристические походы и пешие прогулки совместно с воспитанниками и педагогами в парки и рощи города. В городских спортивных соревнованиях, таких как «Папа fest», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Россия — спортивная держава», защищают честь детского сада, укрепляют здоровье всей семьи и не на словах, а на деле подтверждают слова одноименного муниципального проекта «Мы выбираем спорт».
Помимо спортивных состязаний родители воспитанников с удовольствием присоединяются к творческим конкурсам, организуемым на уровне города, в которых они показывают свое мастерство, фантазию, умелые руки. Например, городской конкурс творческого оформления колясок «Аистенок», городской конкурс по благоустройству территории дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары «Art-ландшафт», снежных построек «Зимняя Лапландия» и многих других.
Кроме того, родители стали активными участниками городского «Большого родительского конгресса» и республиканского форума «Родительского совета 2020».
Стало доброй традицией сотрудничество детского сада с социальными партнерами. И родители воспитанников являются его активными помощниками. Так, наши папы и мамы наравне с педагогами принимают участие в организации концертной программы в социальных учреждениях в выходной день, продумывая подарки для детей-сирот дома «Малютка» и детей-инвалидов социально-реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Даже в сложившихся обстоятельствах в условиях пандемии в 2020 году, находясь дома, несмотря на занятость, недостаток технических средств, родители находили время, силы и возможность, чтобы выполнять все отправляемые онлайн задания педагогов, не переставали участвовать в конкурсах, фестивалях и других городских мероприятиях. Родители по темам педагогов присылали фото и видеоматериал того, как они реализовывали образовательную деятельность в домашних условиях. После окончания карантина родители с удовольствием продолжили видеоформаты оформления своих челленджей, прогулок, семейных традиций и праздников видеороликами, совершенствуя свои операторские способности и становясь участниками фестиваля «Юный блогер», конкурса «Чувашия глазами ребенка», танцевального челленджа «В ритме города» и других городских и республиканских мероприятий.
Родительская общественность систематически привлекается к контролю за соблюдением норм питания. Совместно с администрацией они отслеживают качество приготовления блюд, доведения норм до детей, условия хранения продуктов на складе, получения горячего питания детьми.
На данном этапе дошкольное учреждение стало участником федеральной инновационной площадки «Музыкальное развитие и воспитание в социокультурной образовательной среде с применением инновационных технологий», которая направлена на оздоровление дошкольников путем развития и укрепления правильного дыхательного аппарата посредством игры на свирели. Родители активно поддержали данный проект, с удовольствием включились в деятельность, закрепляли дома со своими детьми практические умения, полученные в детском саду, выполняя дыхательные упражнения, разработанные педагогами. Участвовали в мастер-классах, круглых столах, проявляли инициативу в дальнейшем освоении взрослыми игре на свирели и совместно с детьми. В проекте детского сада — создание детско-взрослого ансамбля.
В перспективе дошкольное учреждение планирует организовать родительский клуб «Академия здоровья», направленный на укрепление здоровья членов семьи с использованием здоровьесберегающих технологий и родительский клуб «Семейная карусель» по оказанию адресной психологической помощи детям ДОО и их родителям.
Таким образом, родители из требовательных и капризных «заказчиков образовательной услуги» стали союзниками, партнерами, единомышленниками и помощниками педагогов. А созданные родительские клубы в будущем помогут решать новые задачи, привлекать больше родителей и закрепить партнерство на более высоком уровне.
Литература:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 6-е изд., доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — 368 с.
Похожие статьи
Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста
Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...
Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников
В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива....
Экспериментируем вместе. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников в опытно-экспериментальной деятельности
Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью во взаимодействии родителей и педагогов ДОО для создания условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников. Детско-родительские встречи и совместная продуктивная деятельность иногда ок...
Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ
В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.
Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности
Среда детского сада — это место, где дети проводят свои самые познавательные годы. Дизайн детского сада в последнее десятилетие претерпел ряд изменений в связи с трансформацией архитектуры и педагогики, появилось много подходов к проектированию здани...
Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья»
В данной статье рассматриваются основы анализа рисунка семьи. Рисуночную методику «Моя семья» психологи используют для того, чтобы посмотреть, как ребенок воспринимает свою семью, свою в ней роль и роль других членов семьи, продиагностировать психиче...
Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
В статье автор делится опытом по взаимодействию родителей с дошкольной образовательной организацией.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения
Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...
Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...
Похожие статьи
Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста
Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...
Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников
В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива....
Экспериментируем вместе. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников в опытно-экспериментальной деятельности
Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью во взаимодействии родителей и педагогов ДОО для создания условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников. Детско-родительские встречи и совместная продуктивная деятельность иногда ок...
Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ
В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.
Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности
Среда детского сада — это место, где дети проводят свои самые познавательные годы. Дизайн детского сада в последнее десятилетие претерпел ряд изменений в связи с трансформацией архитектуры и педагогики, появилось много подходов к проектированию здани...
Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья»
В данной статье рассматриваются основы анализа рисунка семьи. Рисуночную методику «Моя семья» психологи используют для того, чтобы посмотреть, как ребенок воспринимает свою семью, свою в ней роль и роль других членов семьи, продиагностировать психиче...
Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
В статье автор делится опытом по взаимодействию родителей с дошкольной образовательной организацией.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения
Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...
Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...