От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
В данный момент большинство семей озабочено решением проблем финансового, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Успешная социализация дошкольника — один из самых главных вопросов для дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день.
Социализация– процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут быть:
– семья (родители или лица, их заменяющие
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из первых задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового взгляда на семью и новые формы работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новшество подобных отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.
Расчёт на позитивные качества родителей и их сильные стороны предопределяет результат в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые нужны для воспитания ребёнка.
Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А. А. Майер, О. И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях:
– благоприятная социальная ситуация развития;
– посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
– организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.
Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).
Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку, его человеческих и профессиональных качествах. С целью завоевания доверия родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим способом (В. А. Петровский).
1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог говорит о ребенке только хорошее
2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает о динамике и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях взаимоотношений со сверстниками, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех»
3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев.
Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, неуклонного следования выбранной цели. На данном пути, самое главное надо, удержаться от всплесков эмоций и разочарований.
В настоящее время в своем детском саду мы используем всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Наглядная пропаганда: Дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, поэтому наша раздевалка уютная и красивая, а родительский уголок яркий, привлекательный. Здесь располагаются консультации по теме недели, согласно плану социального партнерства, стенд «Наше творчество» с работами детей, стенд «Чем занимались», работы для выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Портрет Деда Мороза» и пр, фотогазеты «С Мамочкой похожи мы как две капельки воды», «Папа-мой герой»
Посещение семей осуществляется в том случае, если происходит из ряда вон выходящее происшествие. На основании посещения семьи родителям предлагается педагогическая, трудовая, а иногда даже и материальная помощь.
Родительские собрания проходят в нашейгруппе как традиционно с изложением новой информации «Возрастные особенности детей 6–7 лет», так и нетрадиционно «Театр в нашем доме» с показом сказки семьи Морозовых, «Воспитание любви к родному городу» с применением деловой игры, родительское собрание «Нужен ли дошкольнику компьютер?» с применением метода круглого стола.
Дни открытых дверей унас проводятся регулярно. В эти дни родители имеют возможность присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг (День матери, Осеннее кафе бабы Яги, Новогодний переполох, 8 марта) детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях (обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью; помощь в оформлении помещения; пошив праздничных костюмов; изготовлении сюрпризов и подарков)
Спортивные праздники «День здоровья», «Мама, папа, я — спортивная семья», также помогают сплотить родителей и детей между собой.
Имела место и такая форма взаимодействия с родителями как гость группы. Мама зубной врач провела для нас мастер-класс по чистке зубов, игры «Полезно-не полезно для зубов», «Что лишнее», другая мамочка-работник историко–художественного музея подготовила для нас рассказ об истории появления матрешки, познакомила с разными видами матрешек, провела игру «Кто быстрее соберет матрешку».
Так как детский сад — это открытая система для социального партнерства, нам с родителями и детьми удалось побывать в библиотеке на экскурсии и в историко-художественном музее на практическом занятии «Мир забытых вещей»
Совместные проекты «Арзамас городок», «Азбука здоровья», «Птицы наши друзья» позволили «затронуть струны» каждой семьи и получить хороший результат в плане социализации наших детей
Так как современные родители не на минуту не выпускают из рук телефон, мной было принято решение создать для решения многих организационных вопросов группу ввайбере. Она позволяет общаться и по конкретным вопросам, касающимся организации и воспитания, участия в конкурсах и информирования родителей по разным педагогическим вопросам, а также помогает сплочению и неформальному общению родителей.
Родители стали выражать искреннюю заинтересованность к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы показал, что в результате использования современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь родители — активные участники в жизни своего ребёнка. Такая трансформация говорит об эффективности использования современных форм в работе с семьями.
Литература:
- Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 6 –М., 2012
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М, 1993. –С.18–33.
- Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей»,2008
- Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008 г.