Организация взаимодействия педагога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 24.11.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Родина, Н. Н. Организация взаимодействия педагога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8793/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Рождение ребенка — один из самых счастливых моментов в каждой семье. Именно в семье он приобретает самый первый опыт общения, учится жить и общаться с людьми. Семья для ребенка — это целый мир, в котором есть среда обитания и, конечно воспитания.

Ни для кого не секрет, что все родители любят и желают своему ребенку счастья и успехов. Однако, у большинства родителей отсутствуют специальные педагогические знания. И это естественно, так как они не специалисты в области педагогики и психологии. Но проблема, современных родителей, в том, что они зачастую вообще не знают, как воспитывать и развивать ребенка. Парадокс заключается в том, что при высокой информативной компетентности и обилия доступных ресурсов — родители остаются малограмотными именно в данном вопросе. Некоторые, осознанно или неосознанно часто откладывают серьезный подход к воспитанию на потом, полагая, что еще рано воспитывать и развивать. Наивно ждут взросления, поступления в детский сад или вообще в школу. Родители не догадываются, что до 5 лет закладывается фундамент, на котором строится будущее ребенка. Причем речь, как о познавательном развитии, так и о воспитании. Величайший педагог и писатель А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей» утверждал: «Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким его сделают к пятому году жизни, но принципы воспитания те же, что и в 10, 11лет» [4]

Многолетний опыт научил меня, что воспитание ребенка — это большая и ответственная работа, которая будет успешной, будет приносить чувство удовлетворения, если ее осуществлять в тесном взаимодействии педагога и родителей. И свою профессиональную деятельность я строю, опираясь на это знание. Часто родители моих воспитанников обращаются ко мне за советами по вопросам воспитания и развития детей. Некоторые открыто говорят, что не знают и не понимают ничего в данной теме. Спрашивают: «Как ребенка воспитывать?», «Что сделать для развития?». Другие родители волнуются — как действовать по-другому, не так как с ними поступали в детстве их родители. И возникают вопросы: «Как его приучить к дисциплине?», «Как правильно наказывать?».

Чтобы охватить всех родителей, мое твердое убеждение, что работу по взаимодействию с родителями надо проводить целенаправленно и в системе. В первую очередь важно объединить родителей. Не формально, а реально. Познакомиться с ними в обстановке комфорта и доверия. Снизить уровень тревожности и напряжения, которые присутствуют почти у всех. Для этого я провожу мероприятия в форме Семейной гостиной. У родителей создается впечатление непринужденной беседы, обмена мнением, происходит знакомство родителей между собой. Передо мной, педагогом, стоит задача узнать особенности участников, понять стиль общения, особенности каждой семьи. Рассказать правила и регулярность подобных встреч. Узнать запросы со стороны родителей и их пожелания. Такие мероприятия я провожу по мере необходимости и к праздникам.

Следующий этап — составления плана работы с родителями на год и проект на три года. Такой план необходим, не только с точки зрения контроля и отчета. Но в первую очередь для получения результата — воспитание и развитие детей. Планирование позволяет разнообразить и насытить взаимоотношения с родителями разными формами и приемами. Тем самым выстраиваются партнерские отношения между воспитателем и родителями.

Форма, которая, на мой взгляд, гармонично включает в себя множество мероприятий — клуб. Наш Семейный Клуб «Содружество» включает регулярные встречи, не реже 1 раза в месяц. Мероприятия всегда состоят из теоретической и практической части. Такая комбинация наиболее эффективна. В течение года проводятся встречи на темы «Возрастные особенности детей», «Дисциплина — это хорошо или плохо», «Наказывая, подумай», «Игры для детей дошкольного возраста» и другие. Теоретические знания необходимы, они позволяют расширить педагогические компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей. Я объясняю родителем, что «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» — говорил В. А. Сухомлинский. Чтобы привить хорошие привычки ребенку, взрослым следует самим соблюдать эти правила, показывая этим ему пример. Убрать игрушки, помыть за собой посуду, навести порядок на письменном столе и в квартире, почитать вместе книгу и т. д. — эти привычки, заложенные с детства, останутся у ребенка на всю жизнь. Убеждаю родителей — возьмите за основу эти правила для себя и своих детей. «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (А. С. Макаренко) [4].

Для закрепления и подтверждения истинности слов, я провожу практическую часть. Так я с родителями играю в игры для детей, чтобы через себя они почувствовало простоту или сложность задания, умение быстро реагировать, включаться в игровое действие и т. д. Разбираем проблемные ситуации, в которых в роли условных родителей, детей, педагогов и даже государства выступают родители группы. Например, «Пришли в детский сад во время зарядки», «Как спросить, если ребенок пожаловался», «Ребенок не хочет петь песни на празднике» и другое.

Также эффективны в данной части практикумы. Например, «Кто быстрее оденется на прогулку». Двум родителям предлагалось надеть на себя всю приготовленную для них одежду. Остальные родители оценивали скорость и аккуратность, но истинная цель — обсудить от чего зависели эти показатели. Одежда специально подбиралась для задания «трудная», но любимая родителями. Узкие джинсы, рубашка с мелкими пуговицами, перчатки и так далее. Видя трудности, слыша комментарии, родители могут сами прийти к выводу, какую одежду подобрать ребенку для прогулки в детском саду, чтобы этот процесс проходил легко и быстро.

Еще в практической части отличная форма — мастер-класс. Так, для МК «Игры на кухне» несколько мам подготовили видео, как они занимаются с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел. Например, предлагают разложить несколько видов макарон в разные контейнеры или сделать поделку из крупы, пластилина и крышки. Они показывают свое видео, и все могут обсудить плюсы и минусы, а также взять в свою копилку идей. Я так же рассказываю и показываю родителям, как совмещать несколько дел. При этом, обращаю внимание не только на развивающую сторону данного процесса, но и на воспитывающую. Отмечаю, что родители в позитивном настроении, внимательные к ребенку и друг другу — образец будущей семьи для малыша. Влияние родителей на становление личности ребенка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребенок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большой стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям.

В завершении таких мероприятий я обычно предлагаю памятки или буклеты по теме. Это служит напоминанием о встрече, а рекомендации помогают применить их на практике. Буклетов у меня много, темы их разнообразны — «Стиль воспитания детей в семье», «Золотые правила родителей», «Психологические типы детей», «Выходной день — новые открытия» и другие.

Еще одна форма — это встречи с элементами тренинга, круглый стол, на который я приглашаю педагога-психолога учреждения, так как я всегда тесно сотрудничаю с узкими специалистами. На таких встречах много говорится о взаимоотношениях внутри семьи. О том, что «Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, это счастливые и прочные отношения между вами, его родителями». Подтверждаю свои слова — цитируя Джона Готтмана и Джулию Шварц-Готтман, «Испытание ребенком». Рассказываю об опыте работы Наталии Правдиной, специалиста по позитивной трансформации сознания. Она отмечает, что «только счастливые родители автоматически делают счастливыми своих детей! И они уже строят модель своей жизни в соответствии с установками родителей, на счастье. Так что быть счастливыми очень, очень полезно! Вы, можно сказать, работаете на будущее». Мама, излучающая счастье, неизмеримо больше даст ребенку, чем озабоченная и постоянно думающая о проблемах детей. Я отмечаю, что такие встречи позволяют родителям по-новому взглянуть на некоторые вещи, пересмотреть взгляды. Как правило, тренинги пользуются популярностью, так как родители понимают, что их не поучают, а они сами приходят к определенным выводам и решениям. А это всегда эффективнее, чем просто дать готовый совет или рекомендацию.

Регулярно я организую проектную деятельность для детей и/или для детей и родителей. Задание обсуждается, выполняется и затем презентуется в рамках Семейной гостиной. Например, проект «Наши семейные традиции». Дети с родителями рассказывали, показывали, пели, танцевали, угощали и представляли. Или проект «Герб семьи». Была организованна выставка работ и каждая семья рассказывала, что изображено и почему. Такие встречи всегда очень эмоционально окрашены и вызывают большой отклик со стороны родителей.

Таким образом, я убеждена, что родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей. И моя задача, как педагога помочь мамам и отцам быть успешными родителями, думающими, грамотными, открытыми не только в своей профессиональной деятельности, но и в вопросах развития и воспитания своих детей. А при таком тандеме: педагог и родители, реально получить отличный результат — счастливый разносторонне развитый, воспитанный ребенок, умеющий конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер; худож. Г. А. Карасева. — М.; АСТ, 2014. — 238с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер; худож. Е. М. Белоусова и др. — М.; АСТ, 2013. — 256с.
  3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Макаренко А. С. Книга для родителей/А. С. Макаренко. — «Просвещение», 2008.
  5. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. Учебн. заведений. — 2 е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 512с.

Похожие статьи

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Задать вопрос