Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации к детскому саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Мишагина, И. А. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации к детскому саду / И. А. Мишагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5766/ (дата обращения: 17.12.2024).



Дети — самый главный, самый ценный ресурс общества. Единственная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса — семья. Семья — первая школа воспитания растущего человека. Она — целый мир для ребенка, здесь он учиться любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомится с первыми предметами окружающей его жизни.

D:\2018 фото\2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД\ясельная группа\IMG_20191111_170920.jpg

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь.

Набирая детей в группы раннего возраста, мы заметили, что многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, потому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Воспитание детей — трудное дело, требующее от родителей не только любви к детям, но и большой ответственности, выдержки, терпения.

Педагоги нашего детского сада с пониманием относятся к несформированной родительской компетентности, стараются вызвать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ними в вопросах воспитания детей, помогают им овладеть психолого-педагогическими знаниями.

Детский сад — новый период в жизни каждого ребенка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в детский в сад, болезни, претензии, обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В этот период для любого ребенка очень важно общение и с мамой, и с папой. Но, к сожалению, не все папы любят и умеют играть с малышами — некоторые в силу усталости, ведь основное время общения пап со своими детьми приходится на вечернее время; другие не понимают для чего это нужно; третьи считают, что любовь можно купить, купив своему малышу дорогую игрушку. Чем раньше и активнее папа включается в воспитание малыша, тем лучше складываются их отношения в дальнейшем.

Воспитателями группы раннего возраста был разработан проект «Лучше папы друга нет». Цель которого: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада и повысить эффективность сотрудничества детей и отцов.

Проект состоял из 3 этапов. 2 этап — практический — был очень насыщенным, продуктивным и интересным.

Было проведено множество мероприятий:

− Для раскрытия роль отца в семье, в воспитании детей, ознакомления с типологией отцов была проведена общая консультация «Роль отца в воспитании ребенка!».

D:\2018 фото\2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД\ясельная группа\IMG_20191111_164240.jpg

− Для оказания помощи папам в решении возникших проблемных ситуаций и помочь предупредить дальнейшее их развитие, были проведены индивидуальные консультации: «Плохие слова», «Как отучить ребенка ругаться», «Дети нуждаются в правилах», «О наказании»

− Для привлечения отцов к участию в воспитательном процессе детей группы, для выявления и повышения творческий потенциал пап, для создания эмоционального комфорта в группе для родителей и детей были проведены ряд мероприятий.

− Конкурс творчества среди пап «Папа — мастер на все руки!» Скворечники

− Игротренинг для пап.

− «Ладошки»- рисунки- подарки детей папам

− Педагогическая гостиная «Папы, будьте вместе с нами!»

− Участие пап в досуговых мероприятиях группы «Вечера развлечений» с узкими специалистами.

− Спортивный праздник «Самый ловкий, самый смелый!»

− Выпуск газет с мамами «Расскажу я вам про папу…!»

− Организация папами кукольного театра для детей и показ спектаклей «Три поросенка» и «Теремок»

Родители активно включились в работу, своевременно приносили поделки, фото, приходили на все подготовленные для них мероприятия. Папы были очень довольные, когда рассматривали свои стенгазеты, свои поделки, скворечники.

D:\2018 фото\2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД\ясельная группа\IMG_20191113_172938.jpg

Данным проектом мы хотели научить пап находить общий язык с детьми и быть не просто пассивной опорой своей семье, активно воспитывать своих сыновей и дочек, проводить с ними время, вместе играть, заниматься спортом, чтобы сложились близкие, доверительные отношения

Вопросы адаптации малышами к детскому саду решаются уже не один десяток лет. Актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменяются детские сады, меняются дети и их родители, меняется общество в целом. Нашей первостепенной задачей как педагогов является мягко, без особых кризисов помочь адаптироваться к условиям детского сада малышам и их родителям.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества, оно во многом зависит от согласованности действий детского сада и родителей. Учитывая все выше сказанное появилось необходимость в разработке программы по взаимодействию с родителями детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Так в нашем детском саду появился родительский клуб «Матрешечка». Группа формировалась на добровольной основе. Руководители клуба — это воспитатели группы раннего возраста. В клубе реализуется 5 игровых сеансов. Встречи проходят 1 раз в месяц. Длительность игровых сеансов не превышает 25–30 минут.

Разнообразные формы работы позволяют познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. Педагогам позволяет проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родительскому коллективу.

D:\2018 фото\2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД\ясельная группа\IMG_20191113_180614.jpg

При разработке плана работы клуба мы опирались на образовательные области ФГОС ДО. Физическое развитие — сеанс подвижных игр, художественно-эстетическое развитие — сеанс творческих игр, познавательное развитие — сеанс развивающих игр, социально- коммуникативное развитие — сеанс сюжетно-ролевой игры, речевое развитие — сеанс речевых игр.

В каждом игровом сеансе присутствует совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей друг с другом. Занимаясь в клубе «Матрешечка» у родителей повышается положительный опыт семейного воспитания, происходит сплочение родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций. Происходит создание единой воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения и семьи.

На сегодняшний день мы можем сказать, что в нашем детском саду сложилась определенная система в работе с родителями детей групп раннего возраста. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера самоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одно цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Только объединившись вместе, педагоги и родители смогут создавать единое образовательное пространство в детском саду и семье для воспитания и развития детей

Литература:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.,1977
  2. Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
  3. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок — педагог — родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
  4. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб.: ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО — ПРЕСС '',2009. — 80 с.
  5. Печора К. Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи ''.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.- 96 с.
  6. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.,2002.

Похожие статьи

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Формирование семейных традиций как профилактика семейного неблагополучия в рамках курса повышения родительской компетенции

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Похожие статьи

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Формирование семейных традиций как профилактика семейного неблагополучия в рамках курса повышения родительской компетенции

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Задать вопрос