Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации к детскому саду
Автор: Мишагина Ирина Александровна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 26.11.2020
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Мишагина, И. А. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации к детскому саду / И. А. Мишагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5766/ (дата обращения: 17.12.2024).
Дети — самый главный, самый ценный ресурс общества. Единственная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса — семья. Семья — первая школа воспитания растущего человека. Она — целый мир для ребенка, здесь он учиться любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомится с первыми предметами окружающей его жизни.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь.
Набирая детей в группы раннего возраста, мы заметили, что многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, потому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Воспитание детей — трудное дело, требующее от родителей не только любви к детям, но и большой ответственности, выдержки, терпения.
Педагоги нашего детского сада с пониманием относятся к несформированной родительской компетентности, стараются вызвать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ними в вопросах воспитания детей, помогают им овладеть психолого-педагогическими знаниями.
Детский сад — новый период в жизни каждого ребенка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в детский в сад, болезни, претензии, обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В этот период для любого ребенка очень важно общение и с мамой, и с папой. Но, к сожалению, не все папы любят и умеют играть с малышами — некоторые в силу усталости, ведь основное время общения пап со своими детьми приходится на вечернее время; другие не понимают для чего это нужно; третьи считают, что любовь можно купить, купив своему малышу дорогую игрушку. Чем раньше и активнее папа включается в воспитание малыша, тем лучше складываются их отношения в дальнейшем.
Воспитателями группы раннего возраста был разработан проект «Лучше папы друга нет». Цель которого: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада и повысить эффективность сотрудничества детей и отцов.
Проект состоял из 3 этапов. 2 этап — практический — был очень насыщенным, продуктивным и интересным.
Было проведено множество мероприятий:
− Для раскрытия роль отца в семье, в воспитании детей, ознакомления с типологией отцов была проведена общая консультация «Роль отца в воспитании ребенка!».
− Для оказания помощи папам в решении возникших проблемных ситуаций и помочь предупредить дальнейшее их развитие, были проведены индивидуальные консультации: «Плохие слова», «Как отучить ребенка ругаться», «Дети нуждаются в правилах», «О наказании»
− Для привлечения отцов к участию в воспитательном процессе детей группы, для выявления и повышения творческий потенциал пап, для создания эмоционального комфорта в группе для родителей и детей были проведены ряд мероприятий.
− Конкурс творчества среди пап «Папа — мастер на все руки!» Скворечники
− Игротренинг для пап.
− «Ладошки»- рисунки- подарки детей папам
− Педагогическая гостиная «Папы, будьте вместе с нами!»
− Участие пап в досуговых мероприятиях группы «Вечера развлечений» с узкими специалистами.
− Спортивный праздник «Самый ловкий, самый смелый!»
− Выпуск газет с мамами «Расскажу я вам про папу…!»
− Организация папами кукольного театра для детей и показ спектаклей «Три поросенка» и «Теремок»
Родители активно включились в работу, своевременно приносили поделки, фото, приходили на все подготовленные для них мероприятия. Папы были очень довольные, когда рассматривали свои стенгазеты, свои поделки, скворечники.
Данным проектом мы хотели научить пап находить общий язык с детьми и быть не просто пассивной опорой своей семье, активно воспитывать своих сыновей и дочек, проводить с ними время, вместе играть, заниматься спортом, чтобы сложились близкие, доверительные отношения
Вопросы адаптации малышами к детскому саду решаются уже не один десяток лет. Актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменяются детские сады, меняются дети и их родители, меняется общество в целом. Нашей первостепенной задачей как педагогов является мягко, без особых кризисов помочь адаптироваться к условиям детского сада малышам и их родителям.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества, оно во многом зависит от согласованности действий детского сада и родителей. Учитывая все выше сказанное появилось необходимость в разработке программы по взаимодействию с родителями детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Так в нашем детском саду появился родительский клуб «Матрешечка». Группа формировалась на добровольной основе. Руководители клуба — это воспитатели группы раннего возраста. В клубе реализуется 5 игровых сеансов. Встречи проходят 1 раз в месяц. Длительность игровых сеансов не превышает 25–30 минут.
Разнообразные формы работы позволяют познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. Педагогам позволяет проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родительскому коллективу.
При разработке плана работы клуба мы опирались на образовательные области ФГОС ДО. Физическое развитие — сеанс подвижных игр, художественно-эстетическое развитие — сеанс творческих игр, познавательное развитие — сеанс развивающих игр, социально- коммуникативное развитие — сеанс сюжетно-ролевой игры, речевое развитие — сеанс речевых игр.
В каждом игровом сеансе присутствует совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей друг с другом. Занимаясь в клубе «Матрешечка» у родителей повышается положительный опыт семейного воспитания, происходит сплочение родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций. Происходит создание единой воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения и семьи.
На сегодняшний день мы можем сказать, что в нашем детском саду сложилась определенная система в работе с родителями детей групп раннего возраста. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера самоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одно цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Только объединившись вместе, педагоги и родители смогут создавать единое образовательное пространство в детском саду и семье для воспитания и развития детей
Литература:
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.,1977
- Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
- Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок — педагог — родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
- Носова Е. А., Швецова Т. Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб.: ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО — ПРЕСС '',2009. — 80 с.
- Печора К. Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи ''.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.- 96 с.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.,2002.