Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозова, И. А. Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников / И. А. Морозова, Е. В. Шумайлова, Н. В. Победа, Н. В. Шилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 580-583. — URL: https://moluch.ru/archive/147/40820/ (дата обращения: 24.11.2024).



Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно

А. С. Пушкин

Одна из важных задач реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей [5]. Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, а один из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей [5]. Также содержание, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают развитие взаимодействия педагогов с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее особенностей, традиций, национально-культурного мировосприятия.

Создать полноценные педагогические условия для воспитания и обучения детей в семье могут те родители, которые обладают определенной педагогической культурой, психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, то есть родители, которые обладают родительской компетентностью.

Помощь в развитии таких умений и навыков могут оказать педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации на основе личностно-ориентированного подхода. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей также находит свое отражение в принципах воспитательно-образоватльного процесса современного детского сада.

Цель такого взаимодействия — заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.

К сожалению, стоит отметить факторы риска, которые тормозят развитие сотрудничества между педагогами детского сада и родителями. К этим факторам можно отнести:

− авторитарный стиль общения;

− неспособность педагогов правильно оценить воспитательные возможности семьи;

− недоверие родителей к педагогическому коллективу;

− отсутствие у родителей желания систематически заниматься воспитанием своего ребенка;

− стремление родителей переложить задачи по воспитанию и развитию детей в первую очередь на воспитателей детского сада;

− отсутствие в согласованности действий;

− построение общения между педагогами и родителями на уровне взаимных претензий;

− родительская неуверенность, как одна из типичных психологических проблем современной семьи.

Ставя перед собой задачу повышения педагогической компетенции родителей, необходимо пересмотреть подходы к организации совместной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах развития и воспитания детей. Наиболее эффективным подходом мы считаем личностно-ориентированный, так как он позволяет учитывать индивидуальные особенности семьи.

  1. Условия успешного взаимодействия педагогов с родителями могут быть реализованы на основе личностно-ориентированного подхода:
  1. ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и развития детей;
  2. искреннее, доброжелательное отношение педагогов к родителям;
  3. заинтересованность педагога в решении проблем с учетом индивидуального подхода к семье;
  4. ориентация на интересы конкретной семьи при определении задач по воспитанию и развитию детей;
  5. системный характер взаимодействия педагогов и родителей.

В соответствии с этим основной целью личностно-ориентированного подхода является создание системы методической поддержки именно педагога в развитии эффективного взаимодействия с родителями на основе индивидуальных потребностей семьи (рис.1).

Рис. 1. Система методической поддержки педагога ДОО

Когнитивный компонент способствует становлению определенной системы знаний в области организации личностно-ориентированного взаимодействия с семьей.

Личностный компонент направлен на совершенствование личностно-значимых качеств педагога, позволяющих организовывать взаимодействие с родителями на конструктивной основе.

Практический компонент позволит педагогу ДОО применить сформированные умения в предыдущих компонентах в реализации сотрудничества с семьей.

Среди задач методической поддержки педагога для взаимодействия с родителями определяем следующие:

  1. создать единую методическую систему в образовательном пространстве детского сада;
  2. организовать тесное сотрудничество педагога и родителей со специалистами детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ФК);
  3. разработать методический комплекс материалов по личностно-ориентированной педагогике;
  4. разработать и апробировать план методической поддержки педагога в развитии личностно-ориентированного взаимодействия с родителями.

Для реализации данных задач необходимо учитывать следующие принципы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с родителями:

  1. тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка — помощь воспитателя в осознании родителей своей первостепенной роли в воспитании и развитии детей;
  2. учет в планировании и осуществлении педагогической деятельности запросов семьи — использование таких форм взаимодействия с родителями, которые отражали бы специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию своего ребенка;
  3. опора на положительный опыт семейного воспитания — воспитатель должен учитывать имеющиеся в семье традиции воспитания, национальные и религиозные особенности и на них строить индивидуальное взаимодействие.

Реализуя систему методической поддержки педагогов в МАДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад № 182» были определены и разработаны критерии и показатели их проявлений в развитии личностно-ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников (табл. 1).

Таблица 1

Уровни личностно-ориентированного взаимодействия педагога сродителями

критерий

Показатели проявлений критерия

высокий

средний

низкий

Компетентность в области личностно-ориентированного взаимодействия педагога и родителей

Отсутствует формализм в организации взаимодействия с родителями;

Использует разнообразные индивидуальные формы работы с семьей;

Проявляет открытость в общении с родителями;

Осознает доминирующую роль семейного воспитания;

Учитывает при планировании работы индивидуальные особенности семьи

Минимально учитываются в работе интересы, потребности и запросы родителей;

Слабо используются данные при изучении социального профиля семьи;

Отдает предпочтения традиционным формам взаимодействия с родителями

Не учитывает в работе интересы и потребности семьи;

Демонстрирует формальный подход к планированию и осуществлению взаимодействия с семьей;

Бессистемно использует в работе только традиционные формы взаимодействия;

Общение с родителями носит авторитарный характер

Анализируя уровни проявления критерий, можно запланировать систему оказания индивидуальной помощи педагогам дошкольных образовательных организаций, определить проблемные вопросы и спланировать работу по их решению.

Сущность в организации методической поддержки педагога заключается в повышении психолого-педагогической поддержки самого педагога, в осознании, что каждая семья удивительна и уникальна и требует индивидуального подхода, развития профессиональных компетенций, приобретения знаний о современных концепциях воспитания, инновационных подходов в дошкольной педагогике и психологии. Это поможет развитию эффективного сотрудничества между детским садом и семьей, а также повышению профессионального педагогического опыта и педагога, и родителей.

Литература:

  1. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей Работа с кадрами. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — 80 с.
  2. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. Пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. А. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
  3. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. Пособие / под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
  4. Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ — М.: Школьная пресса, 2008. — 160 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, методическая поддержка педагога, развитие детей, воспитание, личностно-ориентированное взаимодействие, личностно-ориентированное взаимодействие педагога, личностно-ориентированный подход, развитие, родитель воспитанников.


Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Задать вопрос