Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)
Автор: Капустина Наталья Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.12.2017
Статья просмотрена: 748 раз
Библиографическое описание:
Капустина, Н. Н. Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы) / Н. Н. Капустина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13379/ (дата обращения: 15.11.2024).
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В соответствии с ФГОС ДО активное вовлечение родителей в работу ДОУ является одним из приоритетов работы педагогических коллективов. Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, быть активными участниками образовательного процесса, участниками проектов, а не просто сторонними наблюдателями.
В Стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, должна быть направлена на повышение культуры педагогической грамотности семьи. При этом основным принципом взаимодействия является сотрудничество Организации с семьей.
Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагогов. Вместе с тем данное направление остается для современного воспитателя наиболее сложным, в силу ряда обстоятельств: это и в отдельных случаях заранее негативный настрой некоторых мам и пап, тотальная занятость современных родителей, следовательно отсутствие свободного времени, повышенные требования к педагогам ДОУ, это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком, их повышенная тревожность в период адаптации, излишняя озабоченность родителей и многое другое. Наладить эффективные отношения с родителями воспитанников — это довольно сложная задача даже для опытных педагогов. Для молодых педагогов первый неудачный опыт налаживания взаимоотношений с родителями, может стать причиной не только конфликтных ситуаций, формальной работы с родителями в будущем, но и причиной увольнения молодых сотрудников.
Именно поэтому особенно важен для молодого, начинающего педагога момент первоначального выстраивания отношений с родительским коллективом группы и каждым родителем, когда педагог должен действовать не по наитию, не ситуативно, не учась на своих ошибках, а по определённой, заранее подготовленной, продуманной схеме.
Работа воспитателя ДОУ отличается от работы педагогов других уровней образования высокой степенью интенсивности взаимодействия с родителями. Это кропотливый труд, требующий гибкости, терпения. Поэтому при подготовке молодого воспитателя важное значение имеет формирование компетенции выстраивания эффективного партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Основными задачами взаимодействия педагога ДОУ сродителями являются:
‒ Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
‒ Объединение усилий для развития и воспитания детей;
‒ Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
‒ Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
‒ Поддержание их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для выстраивания эффективного взаимодействия с родителями, направленного на реализацию ФГОС ДО очень важно для молодого специалиста обладать рядом компетенций в таких сферах как:
‒ психолого-педагогическая подготовленность;
‒ коммуникативная культура педагога;
‒ личностная психологическая готовности.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое взаимодействие педагога с родителями становится малоэффективным, а дидактическое общение и вовсе невозможно наладить.
Поэтому начинающий педагог для создания дружелюбного партнёрства между детский садом и семьей должен обладать рядом специальных компетенций в сфере взаимодействия с родителями:
‒ владеть приемами эффективного общения;
‒ знать этапы установления доверительно-деловых отношений;
‒ иметь представление об алгоритме разрешения конфликта;
‒ владеть технологией этической защиты, технологией пошагового продвижения к контакту и взаимопониманию;
‒ знать и уметь пользоваться приемами, которые помогут ему справляться с волнением перед беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию.
У молодых специалистов при достаточном уровне психолого-педагогической подготовленности наблюдается низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к дифференцированному эффективному педагогическому общению, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
Коммуникативные умения и навыки формируются и развиваются в раннем детстве, но существует много методик, позволяющих развить навыки продуктивного общения и у взрослых. Думаю, что при подготовке молодых специалистов развитию коммуникативных умений следует уделять особое внимание.
И в заключении приведу портрет педагога, созданный нашим педагогическим коллективом, как некий образ, к которому мы стремимся во взаимодействии с родителями, который будет полезен и молодым специалистам при формировании компетенций в данной сфере:
Портрет педагога ДОО всфере взаимодействия сродителями
‒ Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями, умеет преодолевать барьеры в общении;
‒ Обладает развитыми коммуникативными навыками;
‒ Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
‒ Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
‒ Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
‒ В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;
‒ Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
‒ Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
‒ Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
‒ Эмоционально уравновешен в общении с родителями, подает пример воспитанности и такта.