В статье представлены результаты проведенного исследования ключевых компетенций учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся и способов их повышения.
Взаимодействие семьи и школы в традиционной российской педагогике возведено в принцип, основное требование к организации целостного педагогического процесса, указывающий его направление, а также обеспечивающий его успешное осуществление. Для реализации этого требования педагогическая наука и практика использовала разработанное содержание взаимодействия учителя и родителей, традиционные формы: классное собрание, родительские конференции, консультации, беседы; нетрадиционные формы работы: родительский клуб, родительские вечера, культурно-досуговые мероприятия [2, с.8].
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами, полноправными участниками образовательного процесса. В Законе РФ «Об образовании» определены нормы взаимодействия учителя, образовательного учреждения с родителями обучающихся, права в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [1, ст. 44], среди которых: выбирать формы обучения, защищать права и интересы детей, участвовать в самоуправлении школы, получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы, консультироваться по проблемам обучения и воспитания детей, знакомиться с содержанием и результатами, а также ходом образовательного процесса и др. Среди обязанностей родителей прописаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений, уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Особое внимание в Законе РФ «Об образовании» следует уделить формулировкам основных понятий настоящего Федерального закона: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Эти формулировки свидетельствуют о принятом в Законе положении, что наибольшие права на определение нужд ребенка имеются у его семьи.
Но практика образования, в том числе и начального, показывает, что современные учителя испытывают трудности в организации взаимодействия с родителями обучающихся. Проведенный опрос учителей начальных классов (28 человек), свидетельствует о том, что учителя, среди причин возникающих трудностей, называют: высокую требовательность родителей, безапелляционность оценок; конфликтность и внешнеобвинительность позиции во взаимодействии; ориентацию на образовательные задачи и непонимание воспитательных задач, в том числе и нравственного просвещения и формирование детского коллектива; приоритетное отношение к собственным правам при игнорировании обязанностей.
Межличностным взаимодействием, каковым является взаимодействие педагога и родителей в психологии понимается личный контакт двух и более человек, следствием которого являются взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, а также система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Межличностное взаимодействие учителя и родителей предметно, эксплицитно, регламентировано конкретными условиями деятельности, рефлексивно многозначно. Поэтому мы считаем, что недостаточную успешность взаимодействия учителя и родителей в полной мере обеспечивают все участвующие в этом взаимодействии субъекты.
Причиной неуспешности взаимодействия учителя и родителей можно считать несовпадение его типов и стилей. К основным типам взаимодействия отнесены сотрудничество (кооперация), когда продвижение каждого из участников взаимодействия к своей цели способствует, или, как минимум, не препятствует достижению целей остальных участников взаимодействия. Соперничество (конкуренция) — тип взаимодействия, когда достижение цели одним из взаимодействующих субъектов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия. Считаем, что для конструирования взаимодействия учителя начальных классов с родителями должно стать осознание участниками взаимодействия, что «их деятельность объединяется единой целью — воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме» [3, с.344]. И конкурентные взаимоотношения должны быть исключены из контекста взаимодействия учителя и родителей.
Под стилем деятельности в научной литературе понимают совокупность приёмов и методов работы, выработанных специалистом в течение длительной практической деятельности и обусловленных его личностными особенностями, прочно закрепившихся и многократно проверенных в опыте. Специалистами были многократно описаны универсальные стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный, которые отличаются между собой по следующим признакам: форме предъявляемых требований подчиненным; соотношению частоты использования методов поощрения и наказания; характеру делегирования ответственности; отношению к группе подчинённых; способу принятия решений, степени ориентации на личность и коллектив.
На наш взгляд, индивидуальный стиль деятельности представляет собой сложное образование. Мы выделяем в нем несколько компонентов. Структура индивидуального стиля деятельности участников взаимодействия может быть представлена как система нормативно-целевого, мотивационного, характерологического, операционального и психофизиологического компонентов. [4, с. 100].
Учитель начальных классов сталкивается в своей работе с родителями разного возраста, характеризующихся различными характерологическими чертами, особенностями поведения и отношения к учителю, но участники взаимодействия должны совпадать в целях и нормах отношений относительно друг друга. Именно данное несовпадение в нормах, несоблюдение родителями своих обязанностей и оценивают учителя начальных классов как отягощение их взаимодействия.
На основе анализа научно-педагогической литературы к главным компетенциям взаимодействия учителя и семьи обучающегося мы отнесли:
– диагностическая — педагог умеет разрабатывать и применять диагностические методики, применимые к родителям учащихся. Учитель начальных классов умеет определять педагогическую подготовленность родителей, методическую вооруженность, умелость родителей пользоваться педагогически целесообразными методами воспитания и обучения детей, оправданными способами поддержания учебной мотивации и дисциплины детей. Учитель начальных классов умеет диагностировать психологический климат в семье, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений между членами семьи, установки на образование и воспитание детей.
– коммуникационная — учитель начальных классов умеет устанавливать и поддерживать общение с родителями и другими родственниками ученика контактно и дистанционно, отбирать наиболее значимую информацию, используя общую систему значений, означающую умение «говорить на одном языке», умеет преодолевать барьеры общения социального, социально-психологического, профессионального характера. Умеет преодолевать фильтр недоверия, используя механизм фасцинации, т. е. создание благоприятного фона сопровождения информации. Умеет использовать различные виды информации: констатирующей и побудительной. Умеет использовать различные средства коммуникации: вербальные и невербальные. Умеет использовать метод убеждения, сочетать монологическую коммуникацию с диалогической.
– интерактивная — учитель начальных классов умеет привлекать родителей к участию в жизни класса и школы, предлагает различные формы участия родителей в жизни класса. Учитель начальных классов умеет оказать помощь в установлении сотрудничества родителей с другими участниками образовательного процесса, другими родителями, другими учреждениями. Учитель умеет активизировать и координировать взаимодействие, умеет инициировать социально значимые проекты совместной деятельности, формирование активной педагогической позиции родителей.
– информационная — учитель начальных классов умеет вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями, сведениями об образовательной программе, требованиях к организации сопровождения деятельности ученика в домашних условиях, умеет информировать о текущей учебно-воспитательной задаче, умеет информировать о возрастных особенностях ученика, его отношении к учебной деятельности, умеет информировать о взаимоотношениях со сверстниками и старшими, умеет дать максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка-школьника.
– фасилитативная — учитель с помощью педагогических приемов умеет формировать у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности, умеет формировать правильное представление родителей о школьнике, приводящее к сохранению психического и соматического здоровья учащихся. Умеет организовать взаимодействие с родителями, которое формирует верное отношение родителей к ребенку, приводящее в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития школьника. Умеет обеспечить верное понимание родителями своих функций по отношению к школьнику, которое ведет к улучшению и психологических отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми
– рефлексивная — умеет в процессе взаимодействия с родителями осознавать свою роль в воспитании детей и общении с родителями. Умеет правильно оценить результаты своего труда, умеет оценить причины возможных неудач в своей работе и качество взаимодействия с родителями.
Исходя из того, что недостаточную успешность взаимодействия учителя и родителей в полной мере обеспечивают все участвующие в этом взаимодействии субъекты, было предпринято специальное исследование, посвященное изучению готовности учителя начальных классов к повышению учителем собственных компетенций во взаимодействии с родителями. В исследовании приняло участие 28 учителей начальных классов, которым было предложено оценить направленность личности педагога, доминирующие стратегии поведения во взаимодействии, а также самооценку компетенций во взаимодействии с родителями.
Для исследования направленности личности учителя начальных классов была использована методика Смекала-Кучеры, которая позволяет определить доминирование направленности на личное достижение, взаимные действия и успешность деятельности.
Исследование направленности личности учителей начальных классов показало, что 28,5 % опрошенных ориентированы на личное достижение, что означает, что педагог в своей деятельности, прежде всего, ориентирован на престиж, авторитет, личный интерес. Большинство из выборки опрошенных учителей ориентированы на взаимные действия, общение, поддержку коллективных инициатив. Около трети учителей в своей деятельности ориентированы на успех дела, качественное выполнение своего труда, обеспечение достижений. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство из опрошенных учителей имеют соответствующую деятельности направленность личности, которая может обеспечить им успешное коммуницирование с родителями и отвечает потребностям родителей в оказании качественной образовательной услуги.
При исследовании доминирующих стратегий поведения учителя начальных классов в конфликтном взаимодействии (К. Н. Томас) установлено, что стратегией сотрудничества гарантированно пользуются 29 % опрошенных учителей, стратегией компромисса — 25 % респондентов, прибегают к стратегии соперничества 24 % опрошенных. Остальные могут пользоваться различными стратегиями. В качестве вывода следует отметить, что более половины учителей начальных классов в конфликтном взаимодействии избирают конструирующую стратегию, что свидетельствует о наличии коммуникативной и интерактивной компетенции во взаимодействии с родителями обучающихся. Но, при этом, необходимо подчеркнуть, что около половины учителей этими стратегиями пользоваться затрудняются. Данное обстоятельство может служить основанием для утверждения: учителю начальной школы необходима специальная психолого-педагогическая помощь по формированию у него навыков конструктивного взаимодействия с родителями в конфликтной ситуации.
Наиболее важным в данном исследовании было измерение самооценки компетенций учителей во взаимодействии с родителями (Дембо-Рубинштейн). В результате исследования установлено, что наиболее высоко развитой учителя у себя считают информационную компетенцию (8 баллов), что свидетельствует о наличии в их работе педагогического просвещения родителей, которое они успешно осуществляют. Высокий уровень в оценках учителей интерактивной компетенции (6 баллов) свидетельствует о том, что учителя умеют привлекать родителей к жизни класса, успешно организуют взаимодействие с ними. Оценки в средней зоне соответствуют компетенциям коммуникативной и фасилитационной и свидетельствуют о том, что в решении задач взаимодействия с родителями учителя не считают себя компетентными в вопросах общения и оказания поддержки.
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что учителя начальных классов, испытывающие трудности во взаимодействии с родителями, нуждаются в специальной психолого-педагогической подготовке к такому взаимодействию.
Мы предлагаем включить в подобную программу не только когнитивный компонент, включающий сведения по фамилистике, психологии общения и др., но мотивационно-ценностный компонент, позволяющий учителям начальных классов осознать новую позицию родителя — полноценного участника образовательного процесса, а также интерактивный компонент, позволяющий в форме коучинга овладеть алгоритмами действий в условиях взаимодействия с родителями.
Подобная программа может быть реализована как в условиях повышения квалификации учителей начальных классов, так и в работе службы психолого-педагогического сопровождения, функционирующей в образовательной организации.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)// КонсультантПлюс, 1992–2015
- Дуброва В. П. Взаимодействие педагогов и родителей. — Мн.: Феникс, 2008. — 57 с.
- Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата.- Издательство Юрайт — М.:, 2015.-507с.
- Кольтинова В. В. Роль педагога-психолога в оценке и коррекции индивидуального стиля деятельности воспитателя/Материалы международной научной конференции «Первые Левитовские чтения в Московском государственном областном университете.24 апреля 2006 года».- М.: Издательство МГОУ, 2006.-125 с.
- Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под редакцией А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М.:Смысл, 2006. — 321 с.