Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя
Авторы: Аблитарова Алиде Рефиковна, Пшонник Ольга Алексеевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 30.05.2016
Статья просмотрена: 2533 раза
Библиографическое описание:
Аблитарова, А. Р. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя / А. Р. Аблитарова, О. А. Пшонник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1038/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.
Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.
Постановка проблемы. Современное развивающееся российское общество требует от системы образования подготовки компетентных, эрудированных и социально активных граждан своей страны — грамотных специалистов в своей профессии. Личность, имеющая определенный набор знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств лежит в основе задач современного образования.
Исследователи дошкольного детства Е. П. Арнаутова, Е. Д. Белова, Б. Р. Борщанская Т. П., Гаврилова, О. Л. Зверева, Л.Н., В. К. Котырло, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показывают, что большинство дошкольных работников не имеют навыков партнерского общения. Они недостаточно владеют техникой педагогического общения, слабо используют различные средства и технологии общения. Изучение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, показало теоретическую безграмотность и недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.
Цель статьи — раскрыть основные категории коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного учреждения.
По определению В. И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [2, с.14].
Как указано в ФГОС ВПО, коммуникативная компетентность является одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога, так как в сфере образования речь служит средством профессиональной деятельности, и является главным фактором качественного педагогического общения.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования также показал, что недостаточно уделяется времени на развитие коммуникативной компетентности, ее месту и роли в деятельности педагогов дошкольного учреждения. Анализируя психолого-педагогическую литературу, беседы с воспитателями детских садов, наблюдения за их педагогической деятельностью, выступления на семинарских, практических занятиях во время курсов повышения квалификации, а также общение с коллегами, родителями, можно сказать о снижении коммуникативной культуры педагогических коллективов дошкольных учреждений.
Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения. Современные изменения всей системы образования в наши дни рассчитаны на педагога, который умеет находить нестандартные решения. Для более эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами необходимы развитые коммуникативно-речевые умения. В развитом обществе педагог является личностью, которая требует особенного внимания. И если педагог имеет слабую профессиональную подготовку, то в первую очередь страдают дети, и потери эти невозможно восполнить.
Коммуникативные качества воспитателя дошкольной организации тесно связаны со спецификой педагогического образования, которая направлена на широкую общекультурную подготовку (общекультурных компетенций).
Проблема формирования общекультурных компетенций у будущих педагогов является одной из важнейших. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т. д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.
Эффективному формированию общекультурной подготовки студентов в образовательном процессе вуза способствует определившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС говорится, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности.Задача формирования общекультурной подготовки будущего педагога должна решаться комплексно. И на ее решение необходимо направить как общую систему организации воспитательной и внеурочной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методик преподавания дисциплин, которые включены в программу подготовки по данному направлению.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
коммуникабельность — способность испытывать удовольствие от процесса общения;
социальное родство — желание находиться в обществе, среди других людей;
альтруистические тенденции — эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека [2, с.16].
Общительность формируется, развивается на основе потребности в общении — одной из основных социально обусловленных потребностей человека. Наличие таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные», деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.
Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно — вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. По мнению А. А. Бодалева, «общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» [1, с.26].
Примеры утраты «хороших манер», откровенных записей обращений взрослых к ребенку, игнорирование условий выбора вариантов обращения к ребенку мы все чаще встречаем в статьях психологов и педагогов [5, с. 44]. Петровская Л. А. отмечает, что коммуникативная компетентность предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. Гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения [2, с. 39].
В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, следует серьезно повысить требования к коммуникативной компетенции каждого педагога. М. М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения [4, с. 20].
В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Однако, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:
‒ коммуникативные знания;
‒ коммуникативные умения;
‒ коммуникативные способности.
Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны. Коммуникативные умения: речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.
Интерактивные умения: умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания,
Социально-перцептивные умения: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление
Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление [2, с. 19].
Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица [3, с. 36].
Профессиональные умения педагога детально описаны в педагогической науке. Однако мы хотим обратить внимание именно на те умения, с помощью которых создается и поддерживается контакт педагога с воспитанниками.
Литература:
- Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с.
- Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Академия, 1991. — 96 с.
- Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности.- СПб.: Речь, 2004.-200с.
- Силакова М. М. Особенности присвоения дошкольниками социокультурной модели общения [Текст] / М. М. Силакова // Социализация. Образование. Ребенок: Материалы научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГПУ.- 2009.- С. 125–130.
- Смирнова Е. О. Агрессивные дети [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 4.- С.63–71.
- Щербинина Ю. «Слово ласковое — мастер дивных див» / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — С. 40–46.
Ключевые слова
компетенция, коммуникация, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, педагогическое общение, коммуникабельность, общекультурная подготовка педагога, речевая культура педагогаПохожие статьи
Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...
Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики
В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...
Сущность и специфическая характеристика иноязычной коммуникативной компетенции
В данной статье рассматривается компетентностный подход в образовании, раскрываются два понятия, лежащие в его основе — компетенция и компетентность. Раскрывается сущность и специфическая характеристика коммуникативной компетенции, ее структура, в ко...
Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД
В процессе профессионального становления сотрудники МВД, проходят период социализации. В этот период происходит тесная связь эмоционального интеллекта и стабильности с коммуникативными компетенциями. Так формируется надежный фундамент дальнейшего раз...
Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин
В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...
Рефлексия современного учителя
В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...
Педагогическая практика в подготовке современного учителя
Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...
Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компонен...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку
В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.
Похожие статьи
Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...
Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики
В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...
Сущность и специфическая характеристика иноязычной коммуникативной компетенции
В данной статье рассматривается компетентностный подход в образовании, раскрываются два понятия, лежащие в его основе — компетенция и компетентность. Раскрывается сущность и специфическая характеристика коммуникативной компетенции, ее структура, в ко...
Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД
В процессе профессионального становления сотрудники МВД, проходят период социализации. В этот период происходит тесная связь эмоционального интеллекта и стабильности с коммуникативными компетенциями. Так формируется надежный фундамент дальнейшего раз...
Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин
В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...
Рефлексия современного учителя
В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...
Педагогическая практика в подготовке современного учителя
Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...
Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компонен...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку
В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.