Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации
Автор: Богуславец Ирина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 1738 раз
Библиографическое описание:
Богуславец, И. А. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации / И. А. Богуславец. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8338/ (дата обращения: 16.11.2024).
В утвержденной стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года, приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. «…Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни и в обществе…» (Проект от 13 января 2015 г.)
Правительством страны особо подчеркивается важность формирования коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста. Госзаказ дословно предписывает более детально и глубоко изучить направление по созданию условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями [3]
От уровня развития коммуникативных компетенций зависит успешность человека не только в профессиональной, но и в личной сфере. Проблема общения усугубляется научно-техническим прогрессом. В наше время по данным ВЦИОМ в каждой третьей семье имеется компьютер и практически у каждого в доме есть телевизор. Однако, у технического прогресса есть и обратная сторона: общение становится все более опосредованным.
Ученые отмечают резкое уменьшение процента времени для непосредственного общения. Вместо того, чтобы пообщаться с близкими людьми, современный человек большую часть своего свободного времени тратит на порой бессмысленный просмотр телевизора либо на компьютерные игры и всемирную паутину. Подобное положение дел приводит к потери навыка непосредственного, личного общения. Встречаясь с другим в реальном мире и не по деловым вопросам, большинство теряется, не зная, о чем и как говорить, не понимая этого другого. Да и в деловом взаимоотношении забывается культура общения, элементарная вежливость. [5] Это может быть связанно с тем, что в виртуальном мире такой необходимости и таких требований, на первый взгляд, нет, полагают ученые, изучающие процессы коммуникации известных соцсетей.
Совершенно очевидно, что современный мир претерпевает невероятное количество сложностей в общении между взрослыми, то каково же состояние проблемы общения и уровня развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста? Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения. По данным последних наблюдений, ребята играя в семью, все чаще берут с полок книги и открывают их, как ноутбук, и играют в «танки» или «просматривают страничку» в соцсетях. Это в основном делается либо молча, либо с возгласами от «увиденного» в «компьютере». И такие молчаливые семейные игры возникают все чаще. Тем более что, сегодня даже двухлетний ребенок, не умеющий читать, прекрасно разбирается в планшетных компьютерах и без труда самостоятельно находит, что ему посмотреть и во что поиграть, для этого даже не надо взаимодействовать со взрослым. Таким образом, происходит еще большее сокращение общения в семье. Да и взрослые особо к общению со своими детьми не стремятся: многие выплачивая непомерные кредиты вынуждены проводить большую часть времени на работе, а то и на двух. Времени и желания общаться не так много. Некоторые родители даже, придя на утренник к ребенку умудряются эти полчаса проиграть в телефон. Что это? Зависимость, усталость, нежелание общаться или просто психологическая защита от внешних проблем и забот? Возможно, даже совокупность, но ребенку, особенно дошкольнику, необходимо взаимодействие со взрослым, и он нуждается в непосредственном общении с ним. Ведь так он учится и развивает свои коммуникативные компетенции. Стратегия воспитания РФ предусматривает также работу в направлениях по формированию коммуникативных компетенций родителей и работу с семьей в целом. Компетенции не являются врожденной способностью, а формируются в результате взаимодействия ребенка с социальной средой. Формирование компетенций (в первую очередь коммуникативных) должно быть поэтапным и систематическим.
Проблемы создания условий для формирования коммуникативных компетенций дошкольников находились в центре внимания: С. В. Проняевой, А. П. Вороновой, Б. М. Гриншпун, О. В. Защиринской, Т. А. Ниловой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова, JI. M. Шипицыной, Н. М. Юрьевой и др.).
Коммуникативная компетенция в дошкольном и любом другом возрасте относится к категории ключевых, т. е. таких, которые имеют особое значение в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять особое внимание. [3] В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетенция» впервые стали использовать в социальной психологии (В. Н. Мясищев) от лат. сompetens — «способный» — способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми.
Известно, что коммуникативная компетенция (ФГОС) может включать в себя множество компонентов. Важно помнить, что одни компоненты могут повышать компетенцию конкретного человека, а другие — понижать. При формировании коммуникативных компетенций дошкольников необходимо пристальное внимание уделить таким компонентам, как
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении. [1]
Исследование В. А. Самсоновой, направленное на оптимизацию образовательного процесса старших дошкольников посредством среды с применением произведений искусства, показывает, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению. [3]
Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в. частности, отражение в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленной в соответствии с ФГОС «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами — взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны, речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи». [4]
Одной из главных установок образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — отражена и в планируемых результатах освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указываются следующие коммуникативные компетенции: — «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОО — это ребенок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации». [1]
Совершенно очевидно, что формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста входит в госзаказ Правительства РФ и четко концентрирует работу педагогов и руководителей ДОО на повышении самообразования по заданному направлению, активному сотрудничеству с семьей и целенаправленного поэтапного развития коммуникативной личности детей.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 (ФГОС ДО)
2. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. — М., 2008. С. 58–65.
3. Стратегии развития воспитания Российской Федерации (Проект от 13.01. 2015г. Утвержден 2.06.2015г)
4. Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. –229 с.
5. Хизгияева Н. В. Психологические особенности развития коммуникативной культуры формирующейся личности: дисс….канд.псих.наук..- М..2014..- 312с.