Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями / Ф. С. Газизова, Ю. М. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 565-566. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70108/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятельность по развитию связной речи дошкольников может быть использована в качестве эффективного средства овладения детьми дошкольного возраста коммуникативными компетенциями.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, связная речь, развитие речи, дети дошкольного возраста, дошкольное образование.

Речь имеет особое значение в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения детей. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. При этом развитие связной речи ребенка дошкольного возраста осуществляется в тесной взаимосвязи с освоением им системы коммуникативных компетенций. В связи с переходом дошкольного образования на ФГОС, проблема формирования коммуникативных компетенций дошкольников становится одной из самых актуальных, так как общение, основой которого является хорошо сформированная, богатая устная речь детей, представляет собой базу и средство дальнейшего успешного обучения и выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы провести теоретическое изучение проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. Объект исследования: процесс овладения детьми дошкольного возраста коммуникативными компетенциями, предмет исследования: развитие связной речи как средство формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выявить несколько основных направлений научного изучения процесса развития связной речи и формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста: определение требований к овладению коммуникативными компетенциями в дошкольном возрасте (С. Ю. Баранцева, В. С. Волобуева, О. В. Демиденко, А. А. Крень, К. А. Хафизова и другие); исследование психолого-педагогических особенностей развития связной речи у дошкольников (Е. В. Андреева, А. В. Белошистая, Л. В. Грабаровская, И. В. Зотова, О. И. Сытина, А. И. Шмоткина и другие); изучение методов и средств развития связной речи детей дошкольного возраста (А. Р. Аймуханова, Т. А. Герасименко, Т. И. Ерошенко, Н. И. Левшина, Л. Н. Мотунова, Е. П. Старова, О. И. Феклистова и другие).

На основе анализа представленных в современной психолого-педагогической литературе подходов, коммуникативная компетенция определена нами как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми. Ее структуру составляют: знание личностных особенностей людей, их понимание в процессе коммуникативного взаимодействия; умение правильно воспринимать и оценивать людей; способность предсказывать поведение партнеров по взаимодействию, оказывать на них влияние [1, с. 726].

Программные требования к содержанию работы по развитию коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, а также к основным методам и приемам, использование которых возможно в ходе данного процесса, отражены в тексте ФГОС дошкольного образования, согласно которому, социально-коммуникативное развитие дошкольников имеет в качестве своей цели усвоение норм и ценностей общества, в том числе и моральных и нравственных ценностей, а также развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками [3]. С социально-коммуникативным развитием ребенка тесно связана еще одна образовательная область дошкольного образования — «Речевое развитие», главной задачей которого является успешное формирование связной речи дошкольника, в свою очередь, создающее необходимые предпосылки для формирования у него значимых коммуникативных компетенций [3].

При этом развитие связной речи ребенка представляет собой, наряду со становлением фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, одно из главных направлений целостного процесса формирования речи ребенка, находящегося в тесной взаимосвязи с развитием у него мышления и сознания [4, с. 152]. На развитие связной речи у детей оказывают влияние: умение поэтапно выстраивать высказывания, используя средства описания и повествования; способность дошкольника к пересказу и собственному сочинению рассказов; способность строить коллективные договоры и делиться своими впечатлениями с окружающими [2, с. 98].

Среди методов и средств осуществления работы по развитию связной речи дошкольников, современные исследователи называют: пересказ и рассказывание, метод наглядного моделирования, игровой метод, логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и другие.

Различные методы и средства формирования и развития связной речи у детей дошкольного возраста, особенно использующиеся в сочетании, позволяют сохранить интерес дошкольников к занятиям, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции, необходимые для формирования коммуникативной сферы. Тем самым на основе работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста происходит освоение дошкольниками системы коммуникативных компетенций, необходимых им в дальнейшей жизни и деятельности, а сама деятельность по развитию связной речи дошкольников используется в качестве эффективного средства овладения ими коммуникативными компетенциями.

Литература:

  1. Волобуева, В. С. Развитие коммуникативных компетенций у старших дошкольников / В. С. Волобуева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. — 2016. — С. 725–729.
  2. Зотова, И. В. Особенности развития связной речи старших дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Зотова, А. И. Белялова // Январские педагогические чтения. — 2018. — № 4. — С. 98–101.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. — № 6241. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (16.12. 2019).
  4. Шамсутдинова, Р. Ф. Развитие устной и письменной речи у младших школьников / Р. Ф. Шамсутдинова // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. — 2015. — С. 152–153.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, связная речь, дошкольное образование, компетенция, развитие, ребенок, связная речь детей, связная речь дошкольников, коммуникативная компетенция, современная психолого-педагогическая литература.


Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, дают...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых метод...

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

Развитие коммуникативных способностей обучающихся средней школы средствами дидактических игр

В статье рассматривается возможность использования дидактических игр для развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Делается вывод о том, что дидактические игры обладают высокой степенью наглядности и...

Понимание коммуникативной компетентности в психологической и педагогической науках в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» с точки зрения психологической и педагогической наук в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Особое внимание уделено роли структурных элементов ком...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, дают...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых метод...

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

Развитие коммуникативных способностей обучающихся средней школы средствами дидактических игр

В статье рассматривается возможность использования дидактических игр для развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Делается вывод о том, что дидактические игры обладают высокой степенью наглядности и...

Понимание коммуникативной компетентности в психологической и педагогической науках в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» с точки зрения психологической и педагогической наук в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Особое внимание уделено роли структурных элементов ком...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Задать вопрос