Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Педагогика
16.05.2020
669
Поделиться
Библиографическое описание
Газизова, Ф. С. Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями / Ф. С. Газизова, Ю. М. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 565-566. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70108/.


Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятельность по развитию связной речи дошкольников может быть использована в качестве эффективного средства овладения детьми дошкольного возраста коммуникативными компетенциями.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, связная речь, развитие речи, дети дошкольного возраста, дошкольное образование.

Речь имеет особое значение в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения детей. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. При этом развитие связной речи ребенка дошкольного возраста осуществляется в тесной взаимосвязи с освоением им системы коммуникативных компетенций. В связи с переходом дошкольного образования на ФГОС, проблема формирования коммуникативных компетенций дошкольников становится одной из самых актуальных, так как общение, основой которого является хорошо сформированная, богатая устная речь детей, представляет собой базу и средство дальнейшего успешного обучения и выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы провести теоретическое изучение проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. Объект исследования: процесс овладения детьми дошкольного возраста коммуникативными компетенциями, предмет исследования: развитие связной речи как средство формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выявить несколько основных направлений научного изучения процесса развития связной речи и формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста: определение требований к овладению коммуникативными компетенциями в дошкольном возрасте (С. Ю. Баранцева, В. С. Волобуева, О. В. Демиденко, А. А. Крень, К. А. Хафизова и другие); исследование психолого-педагогических особенностей развития связной речи у дошкольников (Е. В. Андреева, А. В. Белошистая, Л. В. Грабаровская, И. В. Зотова, О. И. Сытина, А. И. Шмоткина и другие); изучение методов и средств развития связной речи детей дошкольного возраста (А. Р. Аймуханова, Т. А. Герасименко, Т. И. Ерошенко, Н. И. Левшина, Л. Н. Мотунова, Е. П. Старова, О. И. Феклистова и другие).

На основе анализа представленных в современной психолого-педагогической литературе подходов, коммуникативная компетенция определена нами как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми. Ее структуру составляют: знание личностных особенностей людей, их понимание в процессе коммуникативного взаимодействия; умение правильно воспринимать и оценивать людей; способность предсказывать поведение партнеров по взаимодействию, оказывать на них влияние [1, с. 726].

Программные требования к содержанию работы по развитию коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, а также к основным методам и приемам, использование которых возможно в ходе данного процесса, отражены в тексте ФГОС дошкольного образования, согласно которому, социально-коммуникативное развитие дошкольников имеет в качестве своей цели усвоение норм и ценностей общества, в том числе и моральных и нравственных ценностей, а также развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками [3]. С социально-коммуникативным развитием ребенка тесно связана еще одна образовательная область дошкольного образования — «Речевое развитие», главной задачей которого является успешное формирование связной речи дошкольника, в свою очередь, создающее необходимые предпосылки для формирования у него значимых коммуникативных компетенций [3].

При этом развитие связной речи ребенка представляет собой, наряду со становлением фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, одно из главных направлений целостного процесса формирования речи ребенка, находящегося в тесной взаимосвязи с развитием у него мышления и сознания [4, с. 152]. На развитие связной речи у детей оказывают влияние: умение поэтапно выстраивать высказывания, используя средства описания и повествования; способность дошкольника к пересказу и собственному сочинению рассказов; способность строить коллективные договоры и делиться своими впечатлениями с окружающими [2, с. 98].

Среди методов и средств осуществления работы по развитию связной речи дошкольников, современные исследователи называют: пересказ и рассказывание, метод наглядного моделирования, игровой метод, логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и другие.

Различные методы и средства формирования и развития связной речи у детей дошкольного возраста, особенно использующиеся в сочетании, позволяют сохранить интерес дошкольников к занятиям, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции, необходимые для формирования коммуникативной сферы. Тем самым на основе работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста происходит освоение дошкольниками системы коммуникативных компетенций, необходимых им в дальнейшей жизни и деятельности, а сама деятельность по развитию связной речи дошкольников используется в качестве эффективного средства овладения ими коммуникативными компетенциями.

Литература:

  1. Волобуева, В. С. Развитие коммуникативных компетенций у старших дошкольников / В. С. Волобуева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. — 2016. — С. 725–729.
  2. Зотова, И. В. Особенности развития связной речи старших дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Зотова, А. И. Белялова // Январские педагогические чтения. — 2018. — № 4. — С. 98–101.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. — № 6241. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (16.12. 2019).
  4. Шамсутдинова, Р. Ф. Развитие устной и письменной речи у младших школьников / Р. Ф. Шамсутдинова // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. — 2015. — С. 152–153.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коммуникативная компетенция
связная речь
развитие речи
дети дошкольного возраста
дошкольное образование

Молодой учёный