Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятельность по развитию связной речи дошкольников может быть использована в качестве эффективного средства овладения детьми дошкольного возраста коммуникативными компетенциями.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, связная речь, развитие речи, дети дошкольного возраста, дошкольное образование.
Речь имеет особое значение в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения детей. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. При этом развитие связной речи ребенка дошкольного возраста осуществляется в тесной взаимосвязи с освоением им системы коммуникативных компетенций. В связи с переходом дошкольного образования на ФГОС, проблема формирования коммуникативных компетенций дошкольников становится одной из самых актуальных, так как общение, основой которого является хорошо сформированная, богатая устная речь детей, представляет собой базу и средство дальнейшего успешного обучения и выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы провести теоретическое изучение проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. Объект исследования: процесс овладения детьми дошкольного возраста коммуникативными компетенциями, предмет исследования: развитие связной речи как средство формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выявить несколько основных направлений научного изучения процесса развития связной речи и формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста: определение требований к овладению коммуникативными компетенциями в дошкольном возрасте (С. Ю. Баранцева, В. С. Волобуева, О. В. Демиденко, А. А. Крень, К. А. Хафизова и другие); исследование психолого-педагогических особенностей развития связной речи у дошкольников (Е. В. Андреева, А. В. Белошистая, Л. В. Грабаровская, И. В. Зотова, О. И. Сытина, А. И. Шмоткина и другие); изучение методов и средств развития связной речи детей дошкольного возраста (А. Р. Аймуханова, Т. А. Герасименко, Т. И. Ерошенко, Н. И. Левшина, Л. Н. Мотунова, Е. П. Старова, О. И. Феклистова и другие).
На основе анализа представленных в современной психолого-педагогической литературе подходов, коммуникативная компетенция определена нами как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми. Ее структуру составляют: знание личностных особенностей людей, их понимание в процессе коммуникативного взаимодействия; умение правильно воспринимать и оценивать людей; способность предсказывать поведение партнеров по взаимодействию, оказывать на них влияние [1, с. 726].
Программные требования к содержанию работы по развитию коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, а также к основным методам и приемам, использование которых возможно в ходе данного процесса, отражены в тексте ФГОС дошкольного образования, согласно которому, социально-коммуникативное развитие дошкольников имеет в качестве своей цели усвоение норм и ценностей общества, в том числе и моральных и нравственных ценностей, а также развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками [3]. С социально-коммуникативным развитием ребенка тесно связана еще одна образовательная область дошкольного образования — «Речевое развитие», главной задачей которого является успешное формирование связной речи дошкольника, в свою очередь, создающее необходимые предпосылки для формирования у него значимых коммуникативных компетенций [3].
При этом развитие связной речи ребенка представляет собой, наряду со становлением фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, одно из главных направлений целостного процесса формирования речи ребенка, находящегося в тесной взаимосвязи с развитием у него мышления и сознания [4, с. 152]. На развитие связной речи у детей оказывают влияние: умение поэтапно выстраивать высказывания, используя средства описания и повествования; способность дошкольника к пересказу и собственному сочинению рассказов; способность строить коллективные договоры и делиться своими впечатлениями с окружающими [2, с. 98].
Среди методов и средств осуществления работы по развитию связной речи дошкольников, современные исследователи называют: пересказ и рассказывание, метод наглядного моделирования, игровой метод, логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и другие.
Различные методы и средства формирования и развития связной речи у детей дошкольного возраста, особенно использующиеся в сочетании, позволяют сохранить интерес дошкольников к занятиям, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции, необходимые для формирования коммуникативной сферы. Тем самым на основе работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста происходит освоение дошкольниками системы коммуникативных компетенций, необходимых им в дальнейшей жизни и деятельности, а сама деятельность по развитию связной речи дошкольников используется в качестве эффективного средства овладения ими коммуникативными компетенциями.
Литература:
- Волобуева, В. С. Развитие коммуникативных компетенций у старших дошкольников / В. С. Волобуева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. — 2016. — С. 725–729.
- Зотова, И. В. Особенности развития связной речи старших дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Зотова, А. И. Белялова // Январские педагогические чтения. — 2018. — № 4. — С. 98–101.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. — № 6241. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (16.12. 2019).
- Шамсутдинова, Р. Ф. Развитие устной и письменной речи у младших школьников / Р. Ф. Шамсутдинова // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. — 2015. — С. 152–153.