Современное образование диктует модернизированные подходы к эффективности учебного и воспитательного процесса. Одним из основных критериев является развитие коммуникативных способностей подрастающей личности. «Чтобы стать легко адаптирующимся в обществе, образованным членом социума, человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой еще в детстве» [2, с 19].
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития происходит формирование высших форм познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Несовершенство коммуникативных умений, нарушение речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) препятствуют овладению знаниями, отражаются на деятельности и поведении дошкольника [2, с. 47].
Отклонение в развитии, сопровождающееся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, нарушением фонетического, лексического, грамматического строя речи, указывает на наличие стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет развитие детей. «Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие» [3, с. 45].
Таким образом, если коммуникативная деятельность в дошкольном возрасте не будет правильно формироваться, этот факт существенно затруднит социальную адаптацию ребенка в среде сверстников и социуме в целом.
Формирование речи основывается на следующих положениях:
– распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие;
– своевременное предупреждение возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности;
– учёт социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;
– дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими ОНР;
– одновременное коррекционно-воспитательное воздействие.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в старшем дошкольном периоде развития ребёнка, являются:
– создание сюжетных ситуаций,
– организация самостоятельной деятельности,
– игровые ситуации и т. д.
Формирование коммуникативной компетентности детей будет успешным, если будет рассматриваться в качестве одной из целей образовательного процесса учреждения детского сада.
Одним из вариантов формы работы является организация образовательных ситуаций. [3, с. 46] Она планируется и организуется в любое время в режиме дня, что способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, интеграцию с игровой деятельностью.
К примеру, такая привычная процедура — мытье рук может сопровождаться проговариванием потешек, стихотворных строчек.
Даже во время зарядки можно включить в комплекс упражнений несколько вариантов, при которых действие сопровождается речью. Например, обычные прыжки на месте на двух ногах можно превратить в прыжки «мячика», сопровождая двигательную активность проговариванием известных строк:
«Мой веселый, звонкий мяч!
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой –
Не угнаться за тобой».
В старшем дошкольном возрасте мы используем метод проектов. Проектная деятельность в коррекционной логопедической работе способствует активизации и расширению словарного запаса, усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, развитию личностных качеств дошкольников.
Проект можно использовать в любой лексической теме: «Космос», «Домашние животные», Перелетные птицы», «Деревья», «Животные наших лесов», " Профессии». В ходе проектной деятельности дети узнают много нового, неизвестного, это всегда имеет эмоциональный отклик, что стимулирует речевую активность воспитанников.
Хорошим способом является драматизация и театрализованные игры.
Всё это можно включить в проведение различных развлечений, посвященных Дню матери, Празднику осени, 23 февраля, 8 марта, Дню защиты детей и т. д.
Еще одним из методов, направленных на формирование навыков коммуникации, является создание проблемных ситуаций. Этот метод можно включить в любой момент дня. Происходит активация словаря ребенка, дети заинтересованы в поиске способов разрешения
той или иной проблемы.
В ходе поиска дети учатся правильно реагировать на ситуацию, улаживать конфликт, отстаивать свою позицию, настаивать на своем способе решения предложенной задачи, учатся слушать других и взаимодействовать, работать в команде.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в коррекционной работе [4, с.102]. Детям предлагается составить рассказ по сюжетным картинам с изображением нескольких групп лиц или нескольких сцен в пределах знакомого сюжета: «Семья», «Детский сад», «Прогулка» и т. п. Возможно рассказывание по отдельной сюжетной картинке по опорным вопросам: «Щенок потерялся», «Спасаем мячик» и т. д.
Ни для кого не секрет, что игра — основной вид деятельности детей. Поэтому игра является важным методом развития речи дошкольника.
Возьмём, к примеру, игру «Дружная семья»
— Посмотрите на картинки. У животных тоже бывает семья. Чья это семья? (лисья) Как в лисьей семье зовут папу? Маму? Детенышей?
Игра «Доскажи словечко», наверное, одна из самых любимых у детей. Существует огромное количество вариантов этой игры.
Игра «Дятел-телеграфист»
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Раздается чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
— На весь лес отстукивает дятел, как по телеграфу, передает, что он увидел в лесу. Как вы
думаете, что мог видеть дятел?
Дети фантазируют, включаются в игру, словарный запас активируется.
Игра «Дополни предложение». Целью игры является расширение словаря прилагательных, глаголов в речи детей. Суть в том, чтобы к определённому слову добавлять еще одно, а далее к получившемуся словосочетанию еще слово и т. д. Фразу каждый раз необходимо повторять целиком.
Например, исходное слово «солнце»:
светило солнце
ярко светило солнце
на небе ярко светило солнце
на небе ярко светило и играло солнце
на небе ярко светило и играло лучами солнце
на голубом небе ярко светило и играло лучами солнце…
Язык занимает важнейшее место в развитии ребёнка. Овладение речью необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем — школы. Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения» [1, с. 213].
Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Вот почему в основную задачу ДОУ обязательно включается развитие речи дошкольника. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение и личность в целом.
Литература:
- Гришняева И. В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования: Дис.. канд. пед. наук.. Н. Новгород, 2000. — 229с.
- Дзюба О. В. Содержательные характеристики коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи //Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей // Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. — Выпуск 31. — М.: МПГУ, 2008г.
- Поставнева Е. С. Взаимосвязь логопедической и психокоррекционной работы с детьми в условиях дошкольного учреждения // Дошкольная педагогика. 2005. — № 3. — с.44–47
- Цуканова С. П. Учим ребенка говорить и читать // Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 160с.