Проблема исследования коммуникативной компетентности воспитателя в психологической науке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронова, Т. М. Проблема исследования коммуникативной компетентности воспитателя в психологической науке / Т. М. Воронова, О. С. Митрунина, Д. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84602/ (дата обращения: 16.12.2024).



Профессионализм воспитателя, его профессиональная компетентность и составляющие его компетентности продолжают вызывать высокий научный и практический интерес как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке.

Приступая к проблемному полю исследования коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), обратимся к трактовке понятия «компетентность» по авторитетным энциклопедическим источникам. В общем виде компетентность раскрывается как необходимый и достаточный набор знаний, сведений, опыта в какой-либо сфере деятельности; как обладание, владение ими. [1]

Принимая во внимание то, что определение термина «компетентность» и компонентов ее составляющих напрямую обусловлено областью научного познания, в формате которого оно трактуется, представим существующие к настоящему времени в психологии, социологии, педагогике, менеджменте научные идеи к пониманию и объяснению сути изучаемого феномена.

Например, в педагогической науке компетентность рассматривается через совокупность определенных взаимосвязанных качеств, свойств личности (знаний, умений, навыков, приемов деятельности), задаваемых по отношению к конкретному кругу предметов и процессов и необходимых и достаточных для качественной продуктивной деятельности применительно к ним.

Известный отечественный педагог Г. М. Коджаспирова в авторском справочном издании «Педагогический словарь» (2000) объясняет компетентность учителя, как «…владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания…».

В. А. Сластенин понимает профессиональную компетентность современного педагога как единство его теоретической и практической готовности к определенному виду профессионально-педагогической деятельности. Теоретическая готовность характеризуется наличием совокупности способностей педагога мыслить и анализировать, а практическая готовность раскрывается во внешних (предметных) умениях, которыми ученый считает, в первую очередь, организаторские и коммуникативные умения.

Как глубокое знание сути своего дела и исполняемой работы, конкретных способов и средств достижения искомых путей, раскрывается компетентность в социологии. А. М. Новиков в рамках социологии предлагает иное рассмотрение феномена компетентности: «…компетентность подразумевает, помимо технологической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня каждому специалисту. Это в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления, это умение вести диалог и коммуникабельность, способность к сотрудничеству и т. д. Над собственно профессиональной — технологической — подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту…». [2]

Мы разделяем позицию ученого и полагаем, что коммуникативная компетентность воспитателя должна включать надпрофессиональные составляющие, а именно: развитую антиципацию (умение прогнозировать, предвосхищать развитие, в том числе сложной коммуникативной ситуации), высшую степень саморегуляции, творческость (нетрадиционное, но продуктивное разрешение коммуникативных профессиональных проблем). Обобщая возможно отметить, что термин «компетентность» относится учеными к широкому кругу явлений, включающему собственно знания, умения, навыки, конкретный уровень развития разнообразных способностей, обеспечивающих специалисту решение профессиональной задачи. Как видно, понимание компетентности включает представление о ней как о сложном социокультурном явлении.

В психологии первые попытки научно описать феномен «компетентность» были осуществлены в связи с развитием науки управления и исследований субъективных факторов менеджмента, включая их коммуникативный аспект.

Изучение проблемы исследования коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ опиралось на анализ различных точек зрения на определение компетентности:

1) понимание компетентности как науки управления;

2) включение в понимание сути компетентности степени образования, опыта деятельности, стажа работы в должности;

3) представление компетентности во взаимосвязи профессиональных знаний и умений их реализации на практике.

Ученый имел в виду, что компетентность, в том числе коммуникативная, не выступает только технологической составляющей в структуре профессионализма воспитателя, а включает большой профессиональный опыт, обеспечивается профессионально-личностными качествами и отношениями воспитателя.

В психологических исследованиях до недавнего времени термин «коммуникативная компетентность» прямо не употреблялся, но подразумевалось, что педагогу, воспитателю необходимы соответствующие специальные знания и умения, свойства, качества.

Мы разделяем точку зрения В. С. Третьяковой и А. А. Игнатенко на изучаемый в исследовании феномен, согласно которой «… коммуникативная компетентность является одним из базовых компонентов культуры современного человека, в качестве структурных элементов которой выступают: ценностное отношение к языку, потребность осознавать и понимать социальную и психологическую сторону коммуникативных событий, готовность организовывать свое речевое поведение в этих событиях в соответствии с нормами и закономерностями общественной жизни». [3]

Коммуникативная компетентность в самом общем смысле представляет собой систему внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия.

Считаем, что именно коммуникативный аспект профессиональной деятельности воспитателя и владение им дает ему возможность строить целостный воспитательно- образовательный процесс системно и технологично.

В логике исследования рассмотрим точки зрения и научные взгляды, позиции ученых-психологов на феномен «коммуникативная компетентность».

Н. Н. Обозов коммуникативную компетентность определял как ориентированность личности в различных ситуациях общения и как способность эффективного взаимодействия с окружающими на основе понимания себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Сложность феномена «коммуникативная компетентность воспитателя», который существует «на границах» личности и деятельности, и, функционируя в личностной форме, проявляется в воспитательно-образовательной деятельности, исходными единицами анализа которого являются субъектные образования личности воспитателя, обусловила специфику подхода к определению изучаемого феномена и выявлению структуры, содержания и уровневых характеристик коммуникативной компетентности воспитателя.

На основе анализа профессиограммы педагога (Е. С. Романова, В. А. Сластенин и др.), изучения содержания и специфики основных видов деятельности (воспитание, обучение, развитие) и функций (образовательная, воспитательная, развивающая, нормативная, коммуникативная, информационная, координирующая, рефлексивная, психологическая диагностическая) воспитателя ДОУ (Л. И. Маленкова, А. В. Мудрик и др.), конкретизации понятий «компетентность» (Л. В. Абдалина, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.), «коммуникативная компетентность» (В. Г. Зазыкин, Л. А. Петровская и др.) сформулировано авторское определение коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

На основании рассмотренных выше определений коммуникативную компетентность воспитателя мы рассматриваем как уровень владения знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребность в общении и обеспечивающий качество образовательно-воспитательного процесса и самореализацию всех его участников.

Литература:

  1. Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
  2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Третьякова В. С. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник ЧГПУ. № 1. 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность воспитателя, коммуникативная компетентность, умение, дошкольное образовательное учреждение, знание, коммуникативный аспект, понимание компетентности, практическая готовность, профессиональная компетентность, эффективное взаимодействие.


Похожие статьи

Проблема исследования социально-психологического климата образовательной организации

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Современный культурологический аспект определения эффективности образовательных практик неформального образования взрослых

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя

Похожие статьи

Проблема исследования социально-психологического климата образовательной организации

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Современный культурологический аспект определения эффективности образовательных практик неформального образования взрослых

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя

Задать вопрос