Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шерстобитова, Л. А. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / Л. А. Шерстобитова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5334/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевые слова: семья, опыт, практика, закономерности развития ребенка.

Если человек загадывает на года, он сеет хлеб,

Если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья,

Если человек загадывает на века, он воспитывает детей.

(Старинная японская мудрость)

В развитии личности на сегодняшний момент отмечен приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: наиважнейшие качества человека, основа социального «я» закладываются в самом раннем возрасте. И семья выступает как важнейший фактор их развития. Все родители хотят воспитать в ребёнке свободную творческую личность. Но для этого им самим необходима помощь, чтобы достигнуть взаимопонимания со своими детьми.

Главная задача взаимодействия воспитателей с родителями — установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу общности интересов.

У каждого педагога есть своя «изюминка» в общении с родителями. Я хочу поделиться своими находками. Хотелось бы заметить, что родители на обычных родительских собраниях, воспринимая информацию, в большинстве пользуются только одним или двумя сенсорными каналами, т. е. они или пассивно слушают, или воспринимают материал только зрительно. Воспитатель исполняет роль информатора, а родители роль копилки. Как видим, позиция и воспитателя, и детей при этом пассивная. В ходе проведения индивидуальных консультаций, анкетирования (при заполнении анкет выявили, что родители разного возраста, разного статуса, вероисповедания), бесед с родителями выяснилось, что родители испытывают трудности во взаимодействии с детьми, особенно сталкиваясь с отклонениями в их поведении (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость). Основные причины таких отклонений — нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, незнание основных закономерностей развития дошкольника.

Для налаживания эффективного взаимодействия воспитателей и родителей создан клуб «Диалог» (действующий второй год), учитывающий как запросы семьи, так и цели работы ДОУ.

Первое заседание клуба провели к празднику «День матери», где родители увидели интервью со своими детьми о себе; где вспомнили себя в этом возрасте и свои игры.

Где выяснилось, что не все дети знают своих бабушек и дедушек (в другом городе живут). Тогда возник новый проект «Семейное дерево». Попросили принести фотографии своих родных. Не все откликнулись с охотой и сразу. Для проведения следующего заседания выбрали музыкальный зал. Столы полукругом — дети вместе с родителями. Удивление и восторг произвёл кот Мурлыка, который поделился как ему плохо жить одному. Создалась проблемная ситуация — нужна семья. По просьбе ведущей кот слушал рассказы детей о своей родословной. А в подарок каждая семья получила заламинированное «Семейное дерево», которые тут же папы прикрепили к кабинкам в приёмной. Дети после выходных приходили и рассказывали, и показывали у какой бабушке они гостили или кого принимали сами. Кот Мурлыка устал, помощь пришла в лице психолога — которая рассказала, как снять вечернее раздражение, усталость несколькими упражнениями. Выполняли все вместе и дети и родители. После физической паузы предложили совместную работу «Надуем и оживим шарик» — семья для кота Мурлыки. И когда закончили работу — родители были удивлены, что творчеству и фантазии не было предела, в ход пошли косынки, шарфы, носовые платки и даже папин галстук.

С какой гордостью выходили дети с родителями и рассказывали о поделках. Стали появятся вопросы: «А когда в следующий раз соберёмся?»

Следующий раз родители сами предложили построить горку и собрались в субботний день вместе с детьми. Построили ещё и крепость, и разные фигуры. Родители высказали мнение, что такие встречи необходимы, т. к. дают почувствовать единение друг с другом, расширить круг знакомств и интересов, помогают найти общий путь в воспитании. «Воспитывать надо сообща, воспитывать надо вместе», – это высказывание стало девизом клуба.

Прекрасной идее стала идея мамы Тани К. сделать газету к 1 апреля «Говорят наши дети». Все принесли интересные, смешные высказывания детей. И, воспитатели приняли в этом участие, в газете были высказывания и их детей. Читая газету с весёлыми лицами, родители «заряжались» бодрым настроением. Главное видеть, что в выигрыше только дети, т. к. здоровый юмор, дружба и любовь могут творить чудеса. И нам, как педагогам, хотелось подчеркнуть, что именно родители являются первыми воспитателями детей, и что мы понимаем главенствующую роль семейного воспитания.

Сейчас у нас старшая группа и мы планируем продолжить работу клуба, по предложению родителей придумать эмблему и написать устав (домашнее задание).

Данная форма работы помогает родителям научится понимать особенности детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними, чаще вставать на позицию ребёнка, пытаться его глазами увидеть окружающее, стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ним, так как взаимоотношение с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольников: радости, нежности, сочувствия, гнева, и других переживаний.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семейное воспитание, семья.

Ключевые слова

семья, практика, опыт, закономерности развития ребенка

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Совместная работа психолога с родителями и ребенком дошкольного возраста по гармонизации внутрисемейных отношений

Взаимодействие ДОУ с социумом

Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической практике

Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Совместная работа психолога с родителями и ребенком дошкольного возраста по гармонизации внутрисемейных отношений

Взаимодействие ДОУ с социумом

Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической практике

Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи