В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность расшатывает семью, вследствие чего воспитательные функции отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.
Сегодня большинство родителей испытывают потребность в квалифицированной психолого-педагогической помощи. Как показывает анализ научных работ (С. И. Абрамов, Е. П. Арнаутова, О. И. Давыдова, Е. С. Евдокимова, О. Л. Зверева, А. А. Майер и др.) и передового педагогического опыта (И Т. Е. Иванова, Н. Ф. Лагутина, И. Л. Свиридова), центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребенок равноправный член социальной группы, а в семье — объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье — зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья смогут создать условия для полноценного развития личности ребенка, признавая его ценность, уважая его права быть таким, какой он есть [1, 4, 13, 17, 19, 20, 21, 23].
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме, одной из которой является побуждение родителей к самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения характера взаимодействия в системе «ДОУ-семья», требует усилий от педагогического коллектива. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
В современных исследованиях О. И. Давыдовой, О. Л. Зверевой, И. А. Дядюновой, Т. В. Кротовой, А. А. Майер даны рекомендации и приемы решения вопросов организации взаимодействия родителей и воспитателей, приводятся наглядные примеры осуществления совместных действий ДОУ и семьи [13, 16, 18, 19, 23]. Как утверждают ученые, перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Открытость дошкольного учреждения включает «открытость внутрь» и «открытость наружу». Придание дошкольному образовательному учреждению открытости, по мнению Л. Н. Волошиной, О. И. Давыдовой, позволяет сделать образовательный процесс более гибким, свободным и дифференцированным, гуманизируя при этом отношения между педагогами, детьми и родителями. Создание таких условий обеспечивает формирование личной готовности всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) к открытию самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, презентации своих радостей, тревог, успехов и неудач и т. д., Пример открытости подает педагог. Педагог демонстрирует свою открытость в повседневном общении с детьми, рассказывая о чем-то своем — увиденном, интересном и пережитом в праздничные дни. Тем самым он инициирует у детей желание участвовать в беседе. В общении с родителями такой педагог не скрывает свои переживания или сомнения и открыто обращается за советом, помощью, подчеркивая уважение к опыту родителей воспитанников, их знаниям и личности собеседника. Вместе с тем педагог не должен забывать о такте, как важнейшем профессиональном качестве, которое не позволит ему опуститься до панибратства, фамильярности [10, 13].
Одной из вариативных форм взаимодействия с семьей является работа Клуба.Клуб (англ.club) — общественная организация, объединения людей, связанных общими интересами (научными, политическими, художественными, спортивными и т. п.).
В семейном клубе создаются условия для формирования субъект-субъектных отношений: ребенок имеет возможность устанавливать интеракции (различные виды взаимодействия), осваивать разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт, включаться в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя.
Работа клуба направлена на формирование позитивного воздействия на личность через семью (посредством положительного примера родителей), коррекции внутрисемейных отношений; на развитие социальной активности родителей. Клуб позволяет педагогам и родителям развивать партнерские отношения, лучше узнать особенности ребенка, увидев друг друга в новых ситуациях общения (в выгодном свете) [16].
В семейном клубе заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков семейного клуба, специалисты выделяют общий интерес его участников к конкретному виду групповой деятельности; слияние личностных интересов и микросоциума; общность стремлений к совместной деятельности ее участников, которая определяется социально значимой целью. Для организации деятельности семейного клуба в ДОО важным моментом является осмысление того, каким образом дети, как его участники, будут усваивать социальный опыт и как клубная деятельность может в этом оказать помощь [16, 20,31].
В работе семейного клуба решаются задачи создания и развития социально-педагогической базы для воспитания и развития детей; формирования готовности родителей и ребенка к активному сотрудничеству с различными социальными институтами; разработка механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ.
Цель: успешная гармонизации детско-родительских отношений в рамках семейного клуба как формы взаимодействия ДОО с семьей.
Основная задача родительского клуба — нивелировать негативные моменты социальных связей.
Программа работы семейного клуба.
Цель программы : создание психолого-педагогических условий оптимизации детско-родительских отношений и успешной социализации, детей.
Задачи программы:
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Развитие у дошкольников социально-коммуникативных способностей.
- Формирование положительного образа Я, самоутверждающих форм поведения.
- Совершенствование механизмов адаптации к социальной среде, регулирующих агрессивность; импульсивность; тревожность.
- Формирование и развитие стремления к достижениям.
В основу разработанной программы положены принципы гуманистической педагогики и психологии: усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей социальной ценности; превращение любого ребенка из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; формирование у ребенка мотивации на гармоничное развитие личности; развитие социально-коммуникативных способностей, позволяющих строить эффективные взаимоотношения со сверстниками и со старшим поколением.
В опытно-экспериментальной части нашего исследования в качестве ведущей формы гармонизации детско-родительских была взята коллективная форма организации деятельности детей и их родителей в рамках семейного клуба (игровой, спортивной, художественно-творческой).
Целью работы Семейного клуба является: гармонизация детско-родительских отношений
Основные задачи семейного клуба:
- Нивелирование негативные моменты социальных связей.
- Установление партнерских взаимоотношений ДОО с семьей.
- Формирование у родителей психолого-педагогической компетентности и рефлексии, позволяющей понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним.
- Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;
- Привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
Циклограмма заседаний Семейного клуба: 1 раз в месяц. Время длительности заседаний — 2 академических часа. Рекомендуемое количество участников клуба — от 5 до 15 человек.
Содержание педагогического воздействия при работе семейного клуба по программе было направлено на формирование конструктивных взаимоотношений между детьми, между детьми и их родителями; на развитие механизмов адаптации к социальной среде; на развитие творчества, проявление инициативы; на просветительскую работу с родителями.
Работа клуба проводилась в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и организация совместной деятельности родителей и детей, как в рамках клуба, так и за его пределами в виде домашних заданий.
Работа с детьми была ориентирована на непосредственное взаимодействие специалистов с дошкольниками и базировалось на принципах творческо-гуманной направленности, самостоятельности, диалогичности, интегративности, стимулирующих деятельность и активность ребенка, удовлетворяющих его потребности в культурно-ценностном познании, преобразовании. Приобщению детей к социальному миру через содержание программы с опорой на комплексное решение задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, проходило с использованием следующих форм : физкультурно-оздоровительная работа клуба с детьми (подвижные игры на воздухе и в зале; интерактивные, ритмические, творческие игры); самостоятельная активность детей в организации и проведении подвижных игр; художественное творчество; задания на дом по подготовке реквизита к проведению подвижных игр, физкультурного досуга, театрализованных представлений и т. д.
Реализация направления «Работа с родителями» учитывала роль стиля отношения как отправную точку отношения к ребенку в семье, поскольку принятые в семье ценности являются первичной формой социализации ребенка. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка, который формирует его как субъекта социализации.
Программа работы с родителями, проводимая клубом, включала направление психолого-педагогического просвещения родителей, повышения психолого-педагогической компетенции. С целью углубления и расширения у родителей знаний использовались такие формы работы, как родительское собрание, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары-дискуссии для формирования у родителей понимания значимости детско-родительских отношений в социоэмоциональном развитии дошкольника; убеждений в необходимости развития эмпатии ребенка как ведущего фактора его личностного развития и социального благополучия; мотивации к изменению родительского воззрения на стиль общения с ребенком, к переориентации на более гуманистическую, субъект-субъектную позицию во взаимодействии с детьми.
Работа по направлению «Совместная деятельность родителей и детей» включала анализ третьего этапа работы (первые два этапа были рассмотрены выше, в разделе «Работа с родителями»), предполагающего совместное участие детей и родителей. На этом этапе осуществлялась задача построения детско-родительских отношений на основе субъект-субъектной позиции, и ребенок получал возможность принять измененное родительское отношение, новую родительскую позицию, сформировать позитивные ожидания и научиться новым способам эмоционального взаимодействия и сотрудничества.
В основу работы по формированию конструктивных детско-родительских отношений были положены гуманистическая направленность; совместные виды деятельности родителей и детей как необходимое условие социальной связанности; активное участие родителей в коррекционно-развивающей программе; индивидуальный и дифференцированный подходы к детям и родителям всех категорий; осознание, моделирование и разрешение родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций.
С целью привлечения родителей к участию в досуговых мероприятиях, способствовавших установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создания атмосферы праздника, радости и взаимопонимания проводились совместные мероприятия спортивной направленности; групповые дела; праздники; инсценировки, постановка театрализованных представлений.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать — пока в игре, а впоследствии в деле. Участие членов семьи в групповых занятиях способствует лучшему пониманию ими своего ребенка, поскольку ни в чем другом он не раскрывается так, как в психодраматических ситуациях, моделируемых в группе. Здесь отрабатываются навыки общения, рационализируются и преодолеваются страхи, устанавливаются цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется, формируется культура общения и эмоциональной экспрессии.
Планируя вместе игры, родители и дети научаются способам решения задач, которые в дальнейшем облегчают взаимодействие внутри семьи. В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Для проведения занятий требуется игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.