Роль детско-родительского клуба дошкольной организации в формировании открытой образовательной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 27.12.2017

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Зеликова, А. И. Роль детско-родительского клуба дошкольной организации в формировании открытой образовательной системы / А. И. Зеликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47113/ (дата обращения: 16.12.2024).



На современном этапе развития дошкольного образования детский сад представляет собой сложную взаимосвязь отношений, деятельности, общения, ценностей; материальных и технических условий; правовых и нравственных норм. При этом указанные взаимодействия порождают особые качества дошкольной организации как целостной системы: эмоциональный климат, интеллектуальную, нравственную культуру; общественное мнение и авторитет среди родителей воспитанников и социума.

Особенностью современных дошкольных организаций (ДОО) является их переход в режим открытости (открытости к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытости для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) [1].

С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» даёт определение «открытый», как не стеснённый ничем, выражающий прямоту; явный, не скрываемый, доступный для всех желающих; искренний, откровенный [3, 463].

Использование в педагогике понятий «образовательное пространство», «открытое образовательное пространство», «открытая образовательная система» относится к началу 90-х годов XX столетия (работы И.Фрумина, Б. Эльконина). А в дальнейшем проблема формирования образовательного пространства, как открытой системы рассматривались в исследованиях Ю. В. Сенько, Т. А. Фоминой, С. Г. Алексеева, В. Д. Гатальского, Ф. Т. Михайлова, И. В. Шумаковой и др. К вопросу определения границ образовательного пространства обращались исследователи: А. П. Лиферов, Ю. А. Джагаров, Г. И. Дубенчак, Н. А. Савченко, Л. Н. Ковалева, Т. Ф. Борисова, В. И. Слободчаков, В. М. Степанов Г. Н., Прозументова и др. [1].

Тема разработки модели дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы, является актуальной и своевременной для современной дошкольной педагогики. Так как именно такая модель соответствует потребностям современного общества, российского государства, а также реализует основные положения Конвенции о защите прав ребенка — признание ребенка полноценной и полноправной личностью [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) также указывает на необходимость разработки новой модели ДОО — как открытой образовательной системы [4]. Этому способствуют прописанные в ФГОС ДО изменения в целях, задачах, содержании дошкольного образования; требованиях к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и ее результатам; к информационной открытости.

Таким образом, в настоящее время в центре внимания дошкольной педагогики оказывается открытая образовательная система, доступная для всех участников образовательного процесса.

А. А. Майер еще в 1997 году в работе «Программа развития дошкольного образовательного учреждения» писал: «Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности» [2].

А. А. Майером была создана схема, в которой указывались компоненты открытого образовательного пространства. Она представлена на рис. 1.

Схема 1

Рис. 1. Компоненты открытой образовательной среды [2]

Выделенные А. А. Майером компоненты открытой образовательной системы, на наш взгляд, являются и на сегодняшний день необходимыми и достаточными для большинства дошкольных организаций в целях обеспечения требуемого уровня их результатов. В настоящее время концептуальные позиции А. А. Майера являются базисными для современного исследования по теме «Модель ДОО как открытой образовательной системы в контексте требований современного законодательства» (2016 г.) (авторы А. Н. Новоселова, Р. Ю. Белоусова и др.). В данной работе выделены:

– системообразующие факторы современного ДОО, как открытой образовательной системы;

– раскрыто содержание структурных и функциональных компонентов модели;

– определены средства обеспечения открытости ДОО. [1].

Как представлено на схеме рис. 1 социальными партнерами ДОО выступают семья и образовательные организации:

– общеобразовательные, музыкальные, художественные;

– культурно-общественные учреждения: библиотеки, физкультурно-оздоровительные и спортивные комплексы, дома детского творчества;

– институты гражданского общества (различные негосударственные фонды, средства массовой информации, общественные организации и объединения);

– медико-оздоровительные организации: детские поликлинические отделения.

Социальные партнеры помогают обеспечить качественную реализацию социального заказа. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач и конкретной деятельности по развитию дошкольников. Организация социокультурной связи между детским садом и другими организациями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуального развития, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, открытость образовательного пространства в данном контексте означает успешное взаимодействие педагогического коллектива образовательной организации с социумом, осваивая который, организация сама становится мощным средством социализации каждого участника образовательных отношений.

Еще одним из обязательных компонентов открытой образовательной системы является социальное партнерство между дошкольной организацией и семьей. ФГОС ДО предусмотрены следующие принципы: сотрудничество дошкольной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [4].

В современной дошкольной педагогике описаны формы работы, позволяющие решать задачи социального партнерства между дошкольной организацией и семьей.

И одной из наиболее эффективных форм, в которой возможна интеграция всех компонентов открытой образовательной среды ДОО является детско-родительский клуб.

Деятельность детско-родительского клуба в детском саду организуется по той же технологии, что и другие общественные объединения, созданные на добровольной основе, и членами которого могут стать заинтересованные родители, дети и педагоги.

Обсуждение вопроса о создании клуба начинается на одном из заседаний родительского актива, в данном случае совета родителей, как одного из органов самоуправления, предусмотренного Уставом дошкольной организации. По его решению издается приказ заведующего о создании клуба. На первом заседании решаются текущие вопросы и принимаются организационные документы:

– Положение о деятельности клуба;

– избирается его председатель и секретарь;

– рассматривается план работы на определенный срок, чаще на два года;

– обсуждаются формы организации работы клуба;

– проводится опрос или анкетирование по выявлению актуальных вопросов и проблем, которые станут в дальнейшем содержанием работы клуба.

Наиболее оптимальной является периодичность заседаний в клубе — один раз в месяц. Тематика заседаний всегда соответствует запросам большинства его участников.

Опыт работы показывает, что наиболее интересными и проблемными являются вопросы, связанные со здоровьем дошкольников; с их речевым, художественно-эстетическим и познавательным развитием; с разрешением конфликтных ситуаций; организацией семейного досуга с детьми и др.

Наиболее важно то, что в основе общения в клубе лежит диалог, предполагающий взаимоуважительное общение между всеми участниками и обмен опытом. Формы диалога бывают следующими: беседы, рассказ на определенную тему и его обсуждение, дидактические упражнения и задания, тренинги, решение педагогических ситуаций, участие в проектной деятельности, мастер-классы и др.

Задачи взаимодействия с социумом решается через приглашение на заседания клуба гостей. Это люди, беседа с которыми бывает не только интересной, но и познавательной для всех её участников.

Считаю, что полноценное общение, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником — это не только благо, но и серьезный труд. Об этом говорят интересные результаты исследований английских психологов. Они разработали шкалу частоты возникновения стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности работников. Исходя из 10-балльной оценки, частота стрессового состояния журналистов составляет 7,5, равняясь частоте стрессов у летчиков и уступает по величине лишь количеству стрессов у шахтеров и служащих по охране правопорядка [5]. Конечно, здесь речь ведется о мастерах ведения диалога, но и в обыденной жизни знание технологии общения обогащает нас жизненным опытом, ведет к развитию личностных качеств. Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Поэтому, дети, наравне с родителями и педагогами участвуют в интервьюировании, беседах, непосредственном общении за круглым столом, что позволяет всячески поддерживать изначально заложенную в детях потребность в коммуникации, формировать у них умение вести диалог друг с другом и со взрослыми. Ведь именно в диалоге дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. «Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» — говорится в Соломоновой притче [5].

Сценарии заседании составляются так, чтобы дети не уставали, чтобы им было интересно, но и чтобы родители имели возможность объединяться в подгруппы, участвовать в работах в «парах».

Дошкольная организация как открытая образовательная система является важным элементом в общей российской образовательной системе, поскольку именно на этом уровне закладываются основы раскрытия способностей каждого ребенка, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Литература:

  1. Быкова, Н. Г. Понятие и сущность «открытого» дошкольного образовательного учреждения (статья) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=995, свободный. — Загл. с экрана. (Дата обращения: 21.11.2017)
  2. Майер, А. А. Программа развития дошкольного образовательного учреждения ведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?id=200500108l, свободный. — Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.11.2017)
  3. Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 7 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html, свободный. — Загл. с экрана. (Дата обращения: 21.11.2017)
  5. Пура, Ж.Н. Размышления о диалоге и мастерстве его ведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://50ds.ru/logoped/674-detskaya-zhurnalistika-i-dialogicheskaya-rech.html, свободный. — Загл. с экрана. (Дата обращения: 21.11.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): открытая образовательная система, дошкольная организация, дошкольное образование, детский сад, образовательное пространство, ребенок, детско-родительский клуб, дошкольное образовательное учреждение, открытая образовательная среда, современная дошкольная педагогика.


Похожие статьи

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации образования

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации образования

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Задать вопрос