Как предотвратить профессиональное выгорание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 2382 раза

Библиографическое описание:

Настюшина, А. О. Как предотвратить профессиональное выгорание / А. О. Настюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1263-1266. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17720/ (дата обращения: 22.11.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Особенно остро этот вопрос встаёт при воспитании детей с ОВЗ, поскольку эта тема недостаточно исследована.

Ключевые слова: семья, социализация, дети с ОВЗ, духовно-нравственное воспитание, родительский клуб.

Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни.

М. Горький

Современные глобальные социально-экономические преобразования, обновление общественных отношений влекут за собой изменение нравственных ориентиров, ценностей, всех форм общественного сознания. Процветание страны невозможно без культурного развития общества и его духовно-нравственного становления. Поиску путей, оптимизирующих процесс решения проблем духовно-нравственного воспитания, уделяется сегодня все больше внимания.

Признание права каждого ребенка на получение образования, обусловило важнейшие инициативы новой образовательной политики. Государством разработана «Национальная стратегия воспитания и развития», принят Федеральный закон 273 «Об образовании», программа «Наша новая школа» и «Доступная среда» [4]. Цель которых — создание оптимальной образовательной среды, соответствующей особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и единого образовательного пространства: образовательная организация — ребенок — семья.

Процесс социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современных социально –экономических условиях отмечен особым общественным вниманием. Дети с ОВЗ обладают меньшими возможностями для адаптации к окружающему миру и нуждаются в воспитании личностных качеств, которые способствуют формированию устойчивой жизненной позиции, помогают найти равноправное место в обществе и жить яркой полноценной духовной жизнью.

сканирование0025

Духовно-нравственное воспитание ребенка строится на основе семейных ценностей: преемственность поколений в воспитательной деятельности, почитание старших, особое внимание к малым, воздание чести дому, труду, приобщение детей к истории семьи и семейным традициям, помогающим подрастающему поколению осознать свою роль наследников отечественных ценностей. Любовь и забота в семье способствуют активному развитию ребенка, у него успешнее формируются навыки и знания, раскрываются духовно-нравственные качества. Ребенок постигает школу доброты, общаясь с близкими, и это есть залог его нравственности и духовности.

Институт семьи переживает сложные времена. Современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, им необходима помощь и поддержка педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, педагогов-логопедов, педагогов дополнительного образования, обладающих педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания.

На протяжении 2021–2022 гг. осуществляется психолого-педагогическое сопровождение родителей при организации и проведении событий проекта по формированию родительского сообщества и сохранению семейных ценностей «PRO ЛЮДЕЙ», организованном для образовательных учреждений ОАО «РЖД». Проект предполагает очное и дистанционное участие. Это — анкетирование «Родительское мнение» — создание обзорно-аналитических материалов, описывающих проблемное поле различных категорий детей, серия мастер-классов «Практикум развития родительских компетенций», открытый диалог «Особенные дети», онлайн-встречи с семейным психологом «Домашний очаг», с детским педиатром «Здоровая семья», круглый стол «Я вас слышу и хочу быть услышанным», «Фактор выбора», дебаты «НЕ спор, а обмен аргументами», марафон развивающих и творческих заданий — консультации игротехнолога, кейс опрос «Родительская ответственность», электронная почта «Навигатор доверия», общесетевое родительское собрание «Безопасное лето». Работа родительского сообщества продолжается в течение всего учебного периода и в каникулярное время.

С 2022 года в рамках реализации инновационной площадки ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания Российский академии образования» (РАО) по направлению «Научно-методические основы воспитания обучающихся в условиях общеобразовательной организации» проводится апробация Программы воспитания. Программа содержит раздел — методическая лаборатория «Работа с родителями», связанный с апробацией материалов по научно-методическому сопровождению родителей (законных представителей) и внедрению примерных рабочих программ воспитания. С этой целью в прогимназии создан и функционирует родительский клуб «Азбука счастливой семьи» [5].

Программа «Азбука счастливой семьи», разработанная научными работниками РАО, предполагает добровольное участие всех желающих родителей в заседаниях клуба, и включает лекции с видео приложениями для родителей и консультации педагогов-психологов по вопросам воспитания. «Азбука» является эффективным способом трансляции позитивных методов воспитания и развития осознанного родительства, направленного на укрепление культуры семьи и позитивных детско-родительских отношений. Развитие осознанного родительства, культуры семьи, традиционных семейных ценностей необходимо, поскольку от качества детско-родительских и внутрисемейных отношений зависит будущее ребенка, его физическое и психическое здоровье. Через форму «клуб» программа «Азбука счастливой семьи» дает родителям необходимые базовые знания из области семейной и детской психологии. Встречи направлены на развитие безусловного принятия ребенка, на понимание недопустимости насильственных методов воспитания и в целом на профилактику семейного неблагополучия. Занятия (например по темам: «Зачем детям нужна привязанность?», «Причины плохого поведения детей» и др.) проходят в формате «равный-равному», что помогает родителям гармонично, без сопротивления и психологических защит получить ответы на актуальные вопросы: как создать благополучную семью, улучшить отношения между родителями и детьми, сформировать надежную привязанность с детьми, помочь ребенку справиться с трудностями, воспитывать детей без физических наказаний, «пережить» психологические травмы, справиться с трудным поведением детей.

В прогимназии работают семейные клубы по интересам: «Семейное купе» (младший дошкольный возраст), «Школа молодой семьи» (средний дошкольный возраст), «Клуб успешных родителей» и «Заботливые родители» (компенсирующие группы, старший дошкольный возраст), «Общее дело» (1 класс), «Здоровый ребенок — здоровое будущее» (2 классы), «Родительский клуб технического моделирования» (3–4 классы). Детско-родительские сообщества объединяет участие в мероприятиях по направлениям: гражданско-патриотическое «Зарница», духовно-нравственное «Дон казачий», природоохранное «Защитим природу вместе с Эколятами» программам добровольческой (волонтерской) деятельности «Мы вместе», безопасности жизнедеятельности «Школа безопасности», научно-техническому творчеству «Город мастеров». Работу клубов координируют совет родителей прогимназии и инициативные команды педагогов.

P1011230

Традиционно и регулярно проводятся комплексные целевые проекты, объединяющие родительские клубы, детей и учреждение, направленные на укрепление детско-родительских отношений, формирование ценностного отношения к близким людям, получение позитивной обратной связи от родителей и других членов семьи. Так как специфика образовательной организации предполагает одновременное посещение несколькими поколениями детей из семей воспитанников (включая многодетные), то проекты построены на принципе интеграции и преемственности, они взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

Проведение проектных тематических недель предусматривает трансформацию образовательной среды для обеспечения благоприятных условий длительного взаимодействия и сотрудничества семейных команд, для креативных идей и обмена опытом — работу действительно инклюзивного сообщества, где каждый чувствует причастность и востребованность своих действий в достижении общей цели и создании совместного творческого продукта. Неделя толерантности «Ты и я — мы разные, ты и я — мы классные», неделя науки «Наука без мысли, что человек без рук!», неделя заботы и доброты «Я, ты, он, она — вместе дружная семья!», неделя олимпийцев «Вместе мы сильнее», неделя Матери «Тепло сердец для наших мам»; семейные экологические акции «Птичья столовая» (конкурс кормушек для птиц, листовок «Берегите птиц!»), «Витамины на окошке для Маши и Алешки!», «Меняем отношение к энергосбережению», выставки креативных семейных моделей «АРТ-ТЕХНО», выставка–ярмарка «Дары донской осени», фотовыставки «МЫ за Экогород!»; военно-патриотическая игра «Зарничка» (дошкольники) и «Зарница» (учащиеся) с командным участием членов семей и др. Презентация и защита готовых проектов проходит на конкурсных мероприятиях различного уровня.

H:\фото для визитки класса\DSC_0184.JPG

Обучающиеся с ОВЗ и их родители активно участвуют в семейных творческих конкурсах. В качестве примера хочется отметить победу ансамбля многодетной семьи Кашиных в сетевом музыкально-вокальном конкурсе «Солнечный свет» ОАО «РЖД», посвященном исполнению песни военных лет ВОВ. В этой семье 2 ребёнка с ОВЗ, которые обладают всесторонним развитием способностей и волей к победе.

C:\Users\МЕТОДКАБ2\Downloads\WhatsApp Image 2022-10-17 at 11.22.00.jpeg

Возможность всем детям и детям с ОВЗ в полном объеме участвовать в жизни коллектива прогимназии, в событиях и деятельности различных общественных объединений, при активной поддержке семьи, способствует формированию у воспитанников позитивного мировоззрения и делает его достаточно устойчивым, формированию активной жизненной позиции и социальных компетенций, что позволит им в будущем чувствовать себя полноправными членами общества.

Литература:

  1. Колесникова, И. А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И. А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 32–3
  2. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Соловцова Ирина Афанасьевна. — Волгоград, 2006. — 330 с.
  3. Шеняк, Л. Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. — Ростов н/Д, 2000. — С. 66. Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, ограниченная возможность здоровья, основная норма морали, подрастающее поколение, ребенок.
  4. https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  5. https://институтвоспитания.рф
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, профессиональное выгорание, снятие напряжения, стресс, удар пульса, ваше сердце, верхняя часть легких, полный вдох, полный выдох, эмоциональное выгорание.


Задать вопрос