Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду
Автор: Шестак Оксана Геннадиевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)
Дата публикации: 14.05.2022
Статья просмотрена: 189 раз
Библиографическое описание:
Шестак, О. Г. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду / О. Г. Шестак. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17192/ (дата обращения: 16.12.2024).
Забота о здоровье занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности, гармонично развитые, активные и здоровые.
Задача по сохранению и укреплению здоровья детей является одной из главных стратегических задач нашей страны. Тем самым, актуальность темы обусловлена социальной значимостью проблемы здоровья.
Необходимым условием гармоничного развития детского организма является двигательная активность.
Перед образовательным учреждением стоит сложная и важная задача — не только повысить качество образования, но и обеспечить естественную биологическую потребность детей в двигательной активности.
Особенностью образовательной деятельности детского сада «Журавлик» является система физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Основные направления представлены Программой в создании условий, организационно-методическом, обширном профилактическом, и физкультурно-оздоровительном направлении, которое предусматривает «решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры».
Программа ДОУ в соответствии с ФГОС ДО предполагает организацию двигательной деятельности детей таким образом, чтобы она способствовала развитию физических качеств; формированию ценностей здорового образа жизни, обучению технике выполнения основных видов движений; овладению подвижными играми.
Программа развития ставит перед коллективом множество более стратегических задач и направлений различной деятельности. Особое место занимает организация оздоровительной работы в ДОУ, которая включает: формирование предпосылок к здоровому образу жизни; внедрение новых здоровьесберегающих технологий. Кроме этого, в Программе развития обозначены задачи по обеспечению развивающей среды.
Организация физкультурно-досуговой деятельности дошкольников открывает большие возможности в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения, способствует наиболее эффективному физическому развитию детей в условиях детского сада.
Формы организации физкультурно-досуговой деятельности дошкольников:
— физкультурные развлечения
Физкультурные развлечения и праздники отражены в физкультурно-оздоровительных технологиях, и по своему характеру отличаются от обычных занятий по физической культуре интересным содержанием, наличием юмора, музыкального оформления, игр, аттракционов, соревнований, вызывающих у детей и взрослых яркие эмоции, смех, веселье, радость.
В начале учебного года составляется перспективный план, в который включаются физкультурные досуги и праздники.
Намечается тематика, (сезонные явления, календарные праздники, безопасность, спорт), двигательное содержание и сроки проведения.
— праздники с родителями
Любой семейный праздник способствует укреплению семейных отношений. Заряжает хорошим настроением, даёт возможность заложить в ребёнке навыки здоровой жизни. Совместные с родителями физкультурные мероприятия — это всегда долгожданное событие для дошкольников, где можно показать свои спортивные достижения, порадоваться успеху в детско-родительской команде. Необходимые условия — непринуждённая обстановка, интересное содержание в соответствии с темой или событием.
— спортивные игры, соревнования
Регулярное и активное осваивание спортивных упражнений, элементов спортивных игр, эстафеты и соревнования способствуют становлению таких социально значимых личностных качеств, как целеустремлённость, организованность, инициативность и трудолюбие.
— экскурсии в спортивные школы
Поход с группой в спортивную школу часто мотивирует стремление заниматься спортом, а знакомство с тренером предупреждает тревожность и страх у ребёнка перед приходом в секцию.
— муниципальные, районные соревнования
Для детей и взрослых это всегда большое событие. Выбор участников — задача непростая. Необходимо учесть и физическую подготовленность, и наличие свободного времени у родителей, и, главное, желание участия родителей с ребёнком. Статус мероприятия усиливает степень ответственности.
— клубы
В совместной деятельности родители сосредоточивают своё внимание исключительно на ребёнке, что доставляет ему огромную радость; он может с ними играть, осваивать под их наблюдением новые интересные упражнения.
В структуру занятий включаю музыкальные разминки, упражнения в парах, игры, релаксацию.
Занятия предоставляют возможность родителям освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребенком в свободные минуты и таким образом способствовать его физическому развитию и совершенствованию двигательных навыков.
— туристские прогулки-походы
Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересеченной местности; в природных условиях обогащается двигательный опыт дошкольников. Выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (продолжительная ходьба, бег) способствует развитию выносливости. Канавки, деревья, ручьи, бревнышки, стимулируют двигательную активность.
Вместе с тем, туристские прогулки — походы являются средством активного отдыха . Он позволяет избегать психического утомления и формирует у детей умение интересно и содержательно организовать свой досуг, тем самым повышает мотивацию к здоровому образу жизни.
Вместе с тем можно выделить такие формы физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками, как кружки, Дни здоровья, фестивали (например, фестиваль ГТО, фестиваль фитнес-технологий), проекты. А также сетевое взаимодействие со школой, дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, и привлечение специалистов сторонних организаций.
Таким образом,впоиске новых форм работы с использованием современных здоровьесберегающих технологий, совершенствуется физкультурно-оздоровительное направление в оздоровительной системе дошкольного учреждения. Образуется система мероприятий по организации физкультурно-досуговой деятельности дошкольников; вырабатывается алгоритм действий для проведения мероприятий, создаются оптимальные взаимоотношения педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения.
Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели — мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Главное — помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, расширить кругозор, привить любовь к физической культуре и вызвать интерес к спорту.
Литература:
- Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000.
- Гальцова Е. А. Культурно-досуговая деятельность детей 5–6 лет (театрализованные диско-программы, сказочные эстафеты, познавательно-игровые инсценировки) — Волгоград: Учитель, 2009.
- Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2004.