Использование сказкотерапии в процессе коррекции недостатков речи старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.12.2019

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Адольф, С. А. Использование сказкотерапии в процессе коррекции недостатков речи старших дошкольников / С. А. Адольф. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64651/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье представлено содержание работы по развитию речи детей (обогащение словаря, связная речь, формирование грамматически правильной речи). Описаны игры и упражнения, которые можно использовать при ознакомлении дошкольников со сказкой (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие» — согласно ФГОС ДО).

Ключевые слова: развитие речи, ознакомление со сказками, игры и упражнения, дети старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день по-прежнему остаётся актуальным вопрос поиска дидактического материала, новых форм и методов речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что современный период характеризуется изменением педагогической технологии по развитию речи дошкольников. Это связано с утверждением в 2013 году Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) [1], и появлением новой образовательной области «Коммуникация», которая направлена на овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. В сравнении с традиционным разделом образовательной программы «Развитие речи детей», новое содержание образовательной области «Коммуникация» выдвигает значительно больше задач перед воспитателем. Образовательная область предполагает в большей степени развитие навыков общения, нежели навыков речи. При данном подходе развитие связной речи, обогащение словарного запаса, усвоение грамматического строя языка являются не самоцелями, а средствами развития коммуникативных навыков. Речевые задачи решаются исключительно в контексте детской деятельности (таких как: игра, детское исследование, труд, эксперименты), не переводя ее по форме и методам взаимодействия в учебную, что требует разработки принципиально новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

В связи с этим важным средством в работе педагога является сказкотерапия, на что указывают Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.

В понимании Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Особенно велика роль сказкотерапии в воспитании обучении старших дошкольников, которые испытывают трудности в речевом развитии. Т. к. для таких детей характерны:

  1. Сниженная мотивация;
  2. Скудный набор знаний об окружающем мире;
  3. Отсутствие целенаправленности в деятельности;
  4. Несформированность операционных компонентов мышления;
  5. Представляют сложность задания, в которых предлагается создать воображаемую ситуацию;
  6. Отмечается недостаточная точность предметных образов представлений;
  7. Связь между вербальной и зрительной памятью не является прочной.

Сказки являются прекрасной возможностью разнообразить и индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс. Работа над содержанием сказки помогает в формировании различных сторон речи ребёнка (фонетико-фонематической, просодической, лексико-грамматической), в результате чего создаётся база для овладения связной речью.

Занятия по речевому развитию старших дошкольников должны строиться с учётом принципов, описанных ниже:

  1. Реалистичность;
  2. Побуждение к речевой активности;
  3. Наглядность;
  4. Работа над разными сторонами речи должна быть взаимосвязана;
  5. Активность;
  6. Сознательность;
  7. Обучение должно быть последовательным и системным, носить воспитательный характер;
  8. Индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку;
  9. Коммуникативно-деятельностный подход.

При подготовке занятия предполагается предварительная работа специалиста, состоящая из следующих этапов:

  1. Подбор и прочтение сказки;
  2. Подготовка дидактического материала и наглядных пособий (карточки, демонстрационный материал и т. п.);
  3. Раскадровка (подготовка картинок, согласно сюжету сказки).

Каждое занятие имеет структуру, элементами которой являются

  1. Подготовительная часть (на данном этапе задача специалиста — это формирование у детей мотивации и положительного эмоционального настроя на выполнение упражнений и заданий. Освещается тема занятия, прослушивается сказка);
  2. Основная часть (выполнение заданий и упражнений, участие в играх, физкультминутка, обсуждение содержания фильма, составление рассказов);
  3. Заключительная часть (подведение итогов, оценивание работы каждого ребёнка, обмен мнениями и впечатлениями).

Подготовительная часть занятия

Задачи. Ключевая задача состоит в том, чтобы сформировать навык задавания вопросов и ответов на них, научить строить предложения разных синтаксических структур в речи, развить способность рассуждать на заданную тему, соблюдая последовательность в речи.

Методы и приёмы работы

  1. Вступительное слово воспитателя (Прочтение стихотворения или загадка, связанная с темой сказки).
  2. Беседа. Во время беседы задаются вопросы различных типов. Например, прямые: «Кто жил в деревне?»; вопросы на установления причинно-следственных связей: «Почему волк не смог догнать зайца?», «Как так получилось, что девочка оказалась в лесу одна?»; вопросы на определения время действия «Как вы догадались, что это весна?», «Какие весенние приметы вы услышали?»; вопросы, побуждающие к сравнению: «Лиса вела себя так же как волк?».
  3. Пояснение, например: «Вы поняли, что птицы улетают на юг, потому что зимой птицы улетают на юг, потому что становится слишком холодно и им нечего есть?».

Основная часть

Задачи: Сформировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать последовательность повествования.

Учить составлять: описание предмета, повествовательный рассказ.

Методы и приёмы

1. Беседа. Вопросы, побуждающие детей к рассуждению, подбору нужных слов, выстраиванию вопросов и полных ответов

2. Объяснение: «Обратите внимание на то, что в гостях мы ведём себя скромно уважаем других. Я надеюсь, что вы будете соблюдать правила поведения в гостях»

3. Рассматривание предметных и сюжетных картинок (слайдов):

4. Игры и упражнения.

Упражнение 1. «Найди слово»

Цели. Формирование у детей способности образовывать от имен существительных имена прилагательные. Обогащение словарного запаса.

Детям предлагается от существительного образовать прилагательное: шерсть белки — беличья; берлога медведя–медвежья; хвост волка — волчий; уши зайца — заячьи; нора лисы — лисья.

Упражнение 2. «Забывашка»

Цели. Формирование умения конструировать простое предложение. Обучение употреблению предложно-падежных конструкций.

Педагог сообщает детям, что главный герой сказки рассказывал о том, что произошло с ним своим друзьям, но что-то напутал. Детям предлагается найти ошибки в последовательности рассказа и исправить их.

Упражнение 3. «Жили-были»

Цели. Формирование связной речи: умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, строить предложения разных синтаксических конструкций.

После прослушивания сказки педагог задает детям вопросы по содержанию сказки (могут сопровождаться показом карточек).

Упражнение 4. «Угадай кто»

Цель. Закрепление навыков составления описания персонажа по плану.

Педагог загадывает детям персонажа из прослушанной сказки по следующему плану: где о жил, внешний вид, чем он занимался. Дети должны угадать. Далее просит одного ребенка загадать по тому же плану другое животное, остальные отгадывают.

Упражнение 5. «Кто лишний?»

Цели. Активизация словаря детей, развитие зрительной памяти и внимания.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением персонажей сказки, при этом один персонаж является лишним. Затем просит вспомнить героев сказки и сказать, кто лишний.

Упражнение 6. «Что? Где? Когда?»

Цель. Активизация и обогащение словаря. Формирование умения употреблять существительные с предлогами. Дети должны вспомнить, опираясь на картинки, с кем, где и при каких обстоятельствах персонаж пересекался в ходе сказки.

Задания Цель. Развитие связной речи.

  1. Восстановление сюжета сказки в соответствии с логикой событий. Ребенка просят расположить картинки по порядку и рассказать о последовательности.
  2. Отбор слайдов, которые относятся к содержанию сказки.
  3. Беседа по содержанию и предположения о дальнейшем развитии.
  4. Составление рассказа-описания по сюжетной картинке (одному слайду).

Заключительная часть

Задача. Формировать у детей самостоятельное связное речевое высказывание.

Методы и приемы работы

  1. Дидактическое упражнение. Педагог выкладывает карточки с персонажами из одной сказки. Ребенок вспоминает сказку и рассказывает сюжет. После этого его просят закрыть глаза и меняют местами две любые карточки. Ребенок должен догадаться, что изменилось, и указать на ошибку.
  2. Пересказ сказки.
  3. Составление рассказа от лица героев мультфильма.
  4. Пересказ сказки с заменой (добавлением) действующих лиц.

Фрагмент работы

На первом этапе в процессе знакомства с лексической темой с дошкольниками проводится вводная беседа. Активизация лексического словаря: чтение стихотворений по теме (Общая продолжительность первого этапа — 5–6 минут.

На втором этапе (или на этапе подготовки к занятию) — прослушивание сказки. Затем проводится беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её эпизоды. Вопросы и задания. Вспомните и назовите персонажей сказки. Опишите главных героев: как вы думаете, какой у них характер? Чем они отличаются друг от друга? И т. д. Подобная беседа закрепляет целостное восприятие мультипликационного фильма — в единстве содержания и формы. На этом этапе можно проводить лексико-грамматические игры. Длительность этого этапа — 15 минут (с учетом просмотра мультфильма).

Третий этап — формирование самостоятельного связного речевого высказывания. Детям предлагается пересказать содержание сказки с опорой на слайды.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/.
  2. Выготский, Л. С. Развитие устной речи [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. Проблемы развития психики / под ред.
  3. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310с.
  5. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование [Текст] / Н. В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.
  6. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: ВЛАДОС, 2004.– 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, содержание сказки, образовательная область, упражнение, дидактический материал, заключительная часть, зрительная память, основная часть, самостоятельное связное речевое высказывание.


Ключевые слова

развитие речи, дети старшего дошкольного возраста, игры и упражнения, ознакомление со сказками

Похожие статьи

Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста

Автор делится теоретическими знаниями и опытом «вызвания» звукопроизношения, звуков у детей с ОВЗ, и вариантами игр, которые могут помочь специалистам.

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик»

В статье рассматривается положительный опыт развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик».

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Похожие статьи

Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста

Автор делится теоретическими знаниями и опытом «вызвания» звукопроизношения, звуков у детей с ОВЗ, и вариантами игр, которые могут помочь специалистам.

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик»

В статье рассматривается положительный опыт развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик».

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Задать вопрос