Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Педагогика
02.03.2022
391
Поделиться
Библиографическое описание
Новикова, А. А. Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями / А. А. Новикова, Л. А. Шемякина, Н. Г. Щербатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89206/.


Песочная игротерапия зарекомендовала себя как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми с ментальными нарушениями.

Игра с песком — одно из любимых занятий детей, но игра с песком — это не простое время препровождения. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку и из обычного ковыряния в песке получается воспитательно-образовательный процесс.

Игра с песком как процесс саморазвития ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древнейших времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ментальными нарушениями.

Дети с ментальными нарушениями, как правило отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, истощаемость нервных процессов, двигательное беспокойство, отсутствие волевых усилий, трудности приспособления к детскому коллективу, чувство страха.

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе игры ребенок имеет возможность выразить свои глубокие эмоциональные переживания.

В своей системе упражнения обладают колоссальным значением для развития эмоционального состояния ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с ментальными нарушениями.

Для игр с песком имеются свои противопоказания:

– если уровень тревожности у ребенка высок;

– есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;

– имеются кожные заболевания;

– имеются порезы на руках.

Стоит отметить, что у детей с ментальными нарушениями не происходит существенных изменений в состоянии эмоционально-волевой, коммуникационной сферы вне специально организованной деятельности. Эффективные арттерапевтические техники в рамках деятельности по развитию детей с ментальными нарушениями: песочная терапия, сказкотерапия, игротерапия и практическая работа занимают главное место в занятии с пеком.

Необходимо помнить, что:

– приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка;

– любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему;

– ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание деятельности;

– взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений;

– ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат;

– искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

Коррекционно-развивающие занятия пескотерапией предусматривают групповую, парную, индивидуальную формы проведения от 15 до 20 минут, в зависимости от возможностей ребенка, его психоэмоционального состояния.

Требования проведения занятия по песочной терапии:

– Динамичная подача материала: от простого к сложному

– Наглядная доступность

– Индивидуальный подход

– Интеграция образовательных областей, позволяющая отражать через игры эмоции, полученные в окружающей действительности.

Важнейшая роль в организации песочной терапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети с ментальными нарушениями остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.

Методы и приемы песочной терапии:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
  3. Словесные методы — беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
  4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
  5. Релаксация.
  6. Функциональная музыка.
  7. Сказкотерапия.

По терапии с песком разработано множество техник и методик, позволяющих всесторонне развивать «особого» ребенка. Наиболее эффективными для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями являются:

  1. Прятки. Цель данного способа нахождения контакта с ребенком. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок, а затем ее найти. Через игру развивается мышление, мелкая моторика.
  2. Песочные картины. В данном случае выражение «замок на песке» не будет выглядеть безосновательным фактором. Можно попробовать предложить ребенку поиграть в увлекательную игру со взрослыми. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создать фигуры на поверхности. Упражнение повышает социальную активность ребенка.
  3. Сказки на песке. Для начала надо разместить действующего героя в центр песка, а затем добавлять к нему героев. При этом составить сказку о действующих лицах, позволяющую раскрывать эмоции и знакомить с окружающим миром.
  4. Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен сформировать небольшой поток дождя из песка. Затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи, появляется понимание к происходящей действительности.

Занятия по песочной терапии — обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния «особого» ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
интеллектуальная собственность
вещные права
проприетарная теория
право собственности
духовное производство
исключительные права
авторское право
промышленная собственность
литературная собственность
научная собственность
Кант
Шершеневич
результаты интеллектуальной деятельности
творческая деятельность
Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 172-173):
Часть 3 (стр. 133-191)
Расположение в файле:
стр. 133стр. 172-173стр. 191

Молодой учёный