От сказки к реальности (из опыта работы)
Авторы: Артемьева Александра Борисовна, Никонорова Ираида Юрьевна, Ожегова Татьяна Васильевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 05.12.2017
Статья просмотрена: 477 раз
Библиографическое описание:
Артемьева, А. Б. От сказки к реальности (из опыта работы) / А. Б. Артемьева, И. Ю. Никонорова, Т. В. Ожегова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13455/ (дата обращения: 17.12.2024).
В данной статье изложен опыт работы воспитателей ЦССВ «Южное Бутово» по использованию придуманной сказки в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
К работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предъявляются особые требования. Таким воспитанникам необходима, как правило, телесная близость для того, чтобы они могли воспринимать другие предметы и людей и устанавливать с ними связи. Эти дети нуждаются в людях, которые элементарным образом знакомят их с окружающим миром, помогают им. Педагогическая поддержка приводит к тому, что воспитанники, несмотря на существенную социальную зависимость, раскрепощаются, учатся самовыражению, приходят к пониманию самоценности. Установление телесного, зрительного, речевого контакта — это начало взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению ученых, социальное развитие ребёнка проявляется в способах познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Содержание социализации, как педагогического явления, можно представить, в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный. Овладение социальным содержанием регламентирует активность ребенка в определенной сфере взаимоотношений как со взрослыми, так и детьми, благодаря чему происходит включение в определенную детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально приемлемого поведения. Наиболее доступным способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с овз является взаимодействие, направленное на установление связи между органами чувств и объектами. Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия, формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается чувственная база для развития различных средств коммуникации, формирование первичных представлений об окружающем, формирование сенсомоторного механизма речи, развитие слухового восприятия и памяти, альтернативной (невербальной) коммуникации.
Опыт работы с такими детьми показывает, что в коррекции эмоционально-волевой сферы немаловажную и эффективную роль играет использование сказки. Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, она очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Работая с контингентом сложных детей мы использовали много различных форм работы со сказкой. Это были театрализованные игры с детьми с умеренной умственной отсталостью, владеющими речью. Дети, не владеющие речью, выполняли роли без слов, с помощью жестов, действий, эмоций (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка»). В интегрированные занятия включали сюрпризные моменты с участием сказочных персонажей из знакомых сказок.
В формате творческой группы, т. е. объединившись несколько групп, мы провели цикл занятий «Времена года». Цикл включал: сбор материала, подготовку, проведение межгрупповых мероприятий, и итоговые кукольные театры с включением в действо детей. В мероприятиях использовались загадки, песни, игры, заклички, хороводы, практические занятия по темам (поделки и аппликации из природного материала, рисование, лепка), дидактические игры с использованием тематических картинок, муляжей, фотографий, аудио и видео материалов, и конечно, на этих занятиях и мероприятиях отводилось не последнее место сказочным героям. Анализируя работу в формате межгрупповых занятий и мероприятий, мы заметили положительную динамику в развитии коммуникативных навыков и умений наших воспитанников. Это проявлялось в положительно-эмоциональной реакции на приход сверстников из других групп, на встречу знакомых лиц на прогулке, проявлении интереса к происходящим событиям в местах сбора детей из разных групп. Некоторые наши воспитанники перестали бояться мест скопления детей на общих мероприятиях, незнакомых мест, незнакомых лиц, более легко и быстро шли на контакт с незнакомым взрослым и сверстником из другой группы, ранее с которым они не встречались.
С изменением статуса нашего учреждения, которое из детского дома-интерната переименовалось в «Центр содействия семейному воспитанию», изменился и контингент воспитанников. Дети поступали с тяжелыми множественными нарушениями развития, с расстройством аутистического спектра, не владеющие речью. У большинства этих детей не сформированы навыки самообслуживания, отсутствовали элементарные представления об окружающем мире предметов и явлений. Работа с этими детьми требовала нового, специфического, компетентностного подхода, новых технологий. В нашей работе мы ориентировались на ФГОС для умственно отсталых детей. Внеурочная деятельность, которой у нас в учреждении занимаются воспитатели, представлена по следующим направлениям развития личности ребенка: познавательным, социально-эмоциональным, спортивно-оздоровительным, культурным, творческим. Для категории наших воспитанников нужен был новый подход к сказке и работе с ней, учитывающий все вышеуказанные компоненты. Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения социальной действительности. Например, сказка «Репка» учит помогать друг другу, быть дружными, звать на помощь самим, когда не справляешься, «Маша и медведь» предостерегает в лес одному не ходить, можно попасть в беду, а если попал, то не отчаивайся, а старайся найти выход их создавшейся ситуации. Все эти сказки не дают прямых указаний, наставлений детям: «слушайся родителей», «не уходи из дома без спроса», «помогай старшим», «зови на помощь, если не справляешься» и т. д., но в их содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, наблюдаются нарушения ощущений различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций. У наших воспитанников наблюдается недоразвитие познавательной деятельности — как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Сложный процесс восприятия обычной социальной сказки детям с тяжелыми множественными нарушениями развития не доступен. Опыт работы показал, что наиболее эффективна с данной категорией детей, работа с придуманной педагогами сказкой.
Сказку можно придумать о любом предмете или явлении окружающей действительности. Компетентностный подход в работе с такой сказкой делает процесс восприятия более простым и понятным для нашей категории детей, расширяет возможности ребенка к восприятию и пониманию окружающей действительности. Например, если дети не любят мыться с мылом, можно придумать сказку про мыло и проработать её по всем направлениям развития личности ребенка следующим образом: можно рассмотреть разные виды мыла, твердые и жидкие, понюхать, потрогать, понаблюдать как оно меняется при взаимодействии с водой, вылепить его из пластилина, поиграть с мыльными пузырями, посмотреть мультик про мыло и мочалку, сделать себе «мыльные перчатки», искупать куклу с мылом, перелить жидкое мыло в бутылочку другого цвета, найти одинаковые кусочки мыла и даже сделать простейшую поделку из папье маше с использованием мыла, поиграть в игру «передай мыло сухое и мокрое». В результате дети научатся многим полезным навыкам обращения с мылом, научатся взаимодействовать друг с другом, приобретут опыт, и умение использовать этот опыт в жизненных ситуациях. Используя в работе такие сказки, об окружающих нас предметах, мы отметили следующие результаты
‒ Проявление доброжелательности и дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым
‒ Умение детей сдерживать отрицательные эмоции
‒ Проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности
‒ Накопление сенсорного опыта
‒ Проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам
‒ Умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности
‒ Проявление желания участвовать в подвижных и музыкально-двигательных играх
В сущности, вся система обучения и воспитания умственно отсталых детей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития сводится к социальной адаптации. Процесс воспитания направлен на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, что позволит детям с глубокими умственными отклонениями занять свое место в жизни. И исходя из вышеизложенного можно сказать что компетентностный подход в работе с социальной, придуманной педагогами сказкой очень помогает в решении задач социальной адаптации наших воспитанников.
Похожие статьи
Реализация принципов индивидуализации через формы работы с одарёнными детьми
В статье обобщен практический опыт работы музыкального руководителя ДОУ по работе с одаренными детьми по вокалу. Данная статья может заинтересовать музыкальных руководителей. В приведённом примере имя ребёнка изменено.
«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)
Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)
В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе
В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...
Похожие статьи
Реализация принципов индивидуализации через формы работы с одарёнными детьми
В статье обобщен практический опыт работы музыкального руководителя ДОУ по работе с одаренными детьми по вокалу. Данная статья может заинтересовать музыкальных руководителей. В приведённом примере имя ребёнка изменено.
«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)
Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)
В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе
В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...