Важным вопросом реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант2) является организация внеурочной деятельности. Приоритетной задачей в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация. Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особое место в этом процессе занимает внеурочная деятельность. Целью организации внеурочной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями является создание условий для достижения воспитанником необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого воспитанника, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов. Досуговая деятельность для таких воспитанников играет значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.
Эффективной социализации детей с нарушениями интеллектуального развития способствуют адекватные представления об окружающем мире. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив внеурочной деятельности. Это важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы пришли к выводу, что для развития познавательного интереса, и ознакомлению их с окружающей действительностью дает большие возможности работа с придуманной педагогами сказкой. Такая сказка может быть составлена с целью ознакомления с любым предметом или явлением окружающего мира.
Деятельность педагогов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями направлена на приобретение элементарных знаний, формирование практических навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию. Способствует развитию социально- значимых качеств личности. Наиболее доступным способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с выраженной интеллектуальной недостаточностью, является взаимодействие, направленное на установление связи между органами чувств и объектами. Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия, формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается чувственная база для развития различных средств коммуникации, формирование первичных представлений об окружающем, формирование сенсомоторного механизма речи, развитие слухового восприятия и памяти, альтернативной (невербальной) коммуникации.
Формирование личности ребёнка с интеллектуальными нарушениями происходит более эффективно в условиях организованной систематической деятельности во внеурочное время, которая полнее учитывает условия развития и возрастную специфику детей и имеет коррекционную направленность.
Исходя из этого, мы создали проект, который назвали «От сказки к реальности». Специально для своего проекта мы придумали технологию под названием «Осьминог», суть которой заключается в следующем: Педагог ставит перед собой цель, в которой обозначает, с каким предметом или явлением он хочет познакомить ребенка, какой навык сформировать. Придумывает сказку об этом предмете или явлении. Далее планирует комплексную работу со сказкой по основным направлениям развития личности ребенка: познавательному, спортивно-оздоровительному, творческому, социально-эмоциональному, общекультурному.
Компетентностный подход, используемый в проекте, означает, что ребенок не получает готовые знания, а находит их в деятельности, и потом применяет их в повседневной жизни.
При выборе темы для сказки, педагог, прежде всего, учитывает зону актуального и ближайшего развития ребенка, что несомненно повышает результативность работы по достижению поставленных задач и целей, которые преследует работа по данной сказке.
На занятии по развитию познавательного интереса, а оно проходит как правило в два или даже в три этапа, мы знакомим детей со сказкой, её героями и предметом или явлением. На первом этапе сказка рассказывается детям, на втором дети обследуют и исследуют изучаемый предмет с помощью всех анализаторов. Например, если сказка составлена про зубную щетку и зубную пасту, то дети рассматривают все виды щеток разных величин, цветов, разной жесткости, рассматривают, ощупывают и пробуют на запах и вкус разные зубные пасты. Проверяют, как они изменяются при взаимодействии с водой.
На занятии по спортивно-оздоровительному развитию «Два клоуна, или почему надо чистить зубы», которое может проходить в форме развлечения с двумя клоунами — веселым и грустным, дети узнают почему болят зубы, что такое микробы, учатся чистить зубы во время музыкальной игры с элементами имитации.
Во время занятия по социально-эмоциональному развитию, которое мы назвали «От улыбки станет всем светлей» можно предложить детям дидактические упражнения и игры с использованием зеркал и фотографий, музыкально-двигательные игры: «Здравствуйте зубки», «Мы чистим, чистим зубы», «Посмотри и улыбнись»
Общекультурное развитие так же дает возможности выбора вариантов проведения занятия: выход в магазин для покупки щетки и пасты, можно провести мастер класс под названием «Мы чистим, чистим зубы»
Творческое конструирование из бросового материала зубной щетки и зубной пасты для кукольного театра может быть темой занятия по творческому развитию, здесь же можно провести дидактическую игру: «Вредно-полезно».
Представление кукольного театра «Сказка про мальчика Петю, Зубную Щетку и Зубную Пасту» с привлечением в процессе представления воспитанников завершает цикл занятий о зубной щетке и зубной пасте.
После проведения первого цикла занятий, возникла необходимость в написании программы.
Программа внеурочной деятельности для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями «От сказки к реальности» основана на практической деятельности и имеет практическую направленность.
Целью программы является введение ребенка в мир социальных ролей и адекватное реагирование на внешние стимулы окружающего мира.
Работа по данной программе не дает детям готовых знаний о тех или иных предметах и явлениях окружающего мира, а дети сами получают эти знания в процессе практической деятельности.
В результате освоения программы мы ожидаем получить следующие результаты в комплексном развитии личности ребенка:
‒ Проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности.
‒ Накопление сенсорного опыта.
‒ Проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам.
‒ Умение получать радость от восприятия результатов своей и коллективной работы.
‒ Умение сдерживать отрицательные эмоции.
‒ Проявление доброжелательности и дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым.
‒ Умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности.
‒ Участие в подвижных и музыкально-двигательных играх.