В современном мире одной из первостепенных задач государства становится обеспечение равной возможности получения образования всеми его гражданами, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, вероисповедания и социального статуса. Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе.
У детей с умственной отсталостью взаимодействие с социальной средой затруднено, способность адекватного реагирования на происходящие изменения снижена, они не воспринимают усложняющихся требований, со значительными трудностями такой ребенок перенимает опыт социальной жизни, усваивает правила, нормы и стандарты поведения.
Так как социально-эмоциональные умения и навыки у детей с интеллектуальными нарушениями являются весьма затрудненными, в своем большинстве они не способны общаться со всеми категориями людей. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность мимико-жестовой речи, нарушения выразительности моторики, неумение регулировать собственные эмоции — все то, что характеризует ребенка с нарушением интеллекта — затрудняют общение со сверстниками и взрослыми и, как следствие, затрудняют их вхождение в общество. Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко возникает состояние беспокойства. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости формирования и коррекции социально-эмоционального развития детей с умственной отсталостью, которое рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития ребенка.
Значение социально-эмоционального развития для ребенка с интеллектуальными нарушениями заключается, прежде всего, в вырабатывании определенных личностных свойств, потребностей, элементарных представлений и практических умений, которые обеспечивают ребенку жизнедеятельность и помогают понять, как следует себя вести, чтобы общаться с другими, чувствовать себя по возможности комфортно.
В современном мире одной из первостепенных задач государства становится обеспечения равной возможности получения образования всеми его гражданами, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, вероисповедания и социального статуса. Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению
Ребенок с ОВЗ является полноценным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные права с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав.
Наша задача, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями.
Досуговая деятельность-это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ВОЗ. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит реабилитация и интеграция ребенка с ВОЗ в общество.
Выбрали досуговое направление н в своей работе, наверное потому, что на занятиях по досугу сочетаются разнообразные виды деятельности и направления, такие как: творческое развитие личности, спортивно-оздоровительное, социально-эмоциональное развитие личности, общекультурное развитие личности, познавательное развитие личности.
В соответствии с ФГОС стоит задача научить детей общаться для жизни в социуме, в мире за стенами учреждения, а не в условиях специально подобранной группы детей (то есть в условиях одной группы). Развитие данных личностных качеств — наша задача. Я исходила из того, что коммуникативное взаимодействие между детьми возможно в повседневной жизни. Однако, наиболее действенными стали специально организованные игровые моменты, совместная предметно-практическая деятельность, развлечения, досуги, способствующие эмоционально положительным контактам меду детьми стимулирующие эмоционально доброжелательное отношение и интерес к другим детям развивающие инициативность в деятельности, направленный на общение.
Так в нашем центре мы создали творческую группу, состоящую из воспитателей и их пяти групп с детьми. В ходе работы осуществляется творческое взаимодействие, между 4 направлениями: общекультурное, кукольный театр, развивающие, физкультурное.
Досуговая деятельность побуждает воспитывать и развивать коммуникативные навыки ребенка, учит общаться не только со взрослыми, но и с другими детьми. Каждый месяц проводим по три межгрупповых мероприятий по направлениям: общекультурное, творческое, кукольный театр, физкультурное. Реализуем задуманное в форме совместных встреч, посиделок, развлечений, экскурсий, физкультурных досугов.
Поэтому, прежде всего в своей работе, мы стараемся создать детям праздник. Наш девиз быть активными для общения и творчества, уметь вызвать ребенка на контакт.
Праздник-это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. Праздники дают возможность детям с ВОЗ здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах.
Реабилитационный потенциал-чередование различных элементов праздника (игра, театрализация музыка и др.), общение с прекрасным формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и страхами.
Праздник может проводиться в виде кукольного театра представления. Весьма популярен на занятиях перчаточные, тростевые куклы, а также мы часто приглашаем на наши мероприятия детей из других групп, где ребята после просмотра сказки вместе с воспитателями рисуют, делают аппликации, или лепят из пластилина героев, которых запомнили.
Прекрасный вариант проведения может стать игра в сказку. Часто используем на своих занятиях кукольный театр. Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии- ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим. Дети с ОВЗ, из своих наблюдений любят «играть» своими, пальчиками.
Большую роль в досуговой деятельности занимает игровая деятельность с элементами театрализации.
Участие в организации и проведении праздников создает уникальные условия значительного позитивного воздействия на психоэмоциональную сферу, физическое развитие.
Главный принцип — это принцип включения. На своих занятиях использую настольный кукольный театр, театрализованные представления. Например, сказка «Теремок». Ребенку надеваю на руку куклу животного. Даже если ребенок имеет тяжелую форму (колясочник) или «молчун» — ввожу дополнительную роль второго зайчика или волка-молчуна. Ребенок участвует в действие и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении.
Они с удовольствием надевают кукол на руки и играют с ними. Сказка учит продуктивным поступкам, преодолевать страх, активизировать творческий потенциал.
Таким образом, досуговая деятельность позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и и адекватную реакцию на различные ситуации общения.
Литература:
- Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. — 247 с.
- Буянов, М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М. И. Буянов. — М.: Педагогика, 1971. –349 с.
- Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии. — М.: Академкнига, 2002. — 213 с.
- Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
- Лебединский, В. В. Нарушение психического развития. — М.: Педагогика. — 2004. — 306 с.
- Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академии», 20010. — 208 с.
- Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. — М.: Педагогика — Пресс, 2006. — 284 с.
- Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: 2005. — 180 с.
- Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. — M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.