Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Тищенко, Л. Г. Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!» / Л. Г. Тищенко, М. А. Мыцыкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5369/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современной педагогике нашло широкое применение метода проектов [1], в основе которого лежит развитие познавательных навыков ребёнка в процессе решения практических задач. Данный метод можно применить для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья детей в МБДОУ. Целью нашей работы является формирование у детей старшей группы детского сада основ здорового образа жизни (ЗОЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Проведем описание нашего проекта «Мы выбираем здоровье!»:

1) по предметно-содержательной области: монопроект по применению здоровьесберегающих технологий;

2) по цели: решение практической задачи формирования у детей старшего дошкольного возраста основ ЗОЖ;

3) по задачам: повышение интереса детей к ЗОЖ, формирование у детей привычки к ЗОЖ, привлечение внимания детей к разным видам спорта, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и повышение педагогической компетентности родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребёнка;

4) по характеру доминирующей деятельности: познавательно-игровой;

5) по типу деятельности ребёнка: практическая и игровая деятельность;

6) по числу участников: коллективный;

7) по виду участников: дети старшей группы детского сада, воспитатели группы, родители воспитанников;

8) по продолжительности: долгосрочный (в течение одного года);

9) по формируемым компетенциям: деятельностная, мыслительная;

10) по проектному продукту: понижение показателя заболеваемости детей, повышение интереса детей старшей группы к ведению ЗОЖ.

В таблице 1 представлены средства и некоторые приемы осуществления здоровьесберегающих технологий обеспечения сохранения и приумножения здоровья детей, применяемые нами в проекте.

Таблица 1

Средства и приемы здоровьесберегающих технологий

Средства здоровьесберегающих технологий

Приемы

Средства

двигательной направленности

Элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание)

Оздоровительная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, развитие основ двигательных навыков.

Физические

упражнения

Прием создания ситуации успеха, гимнастика оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, бодрости, лечебная физкультура.

Гимнастика пробуждения, динамические паузы (физкультминутка, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, дорожки здоровья, пальчиковая гимнастика), спортивные игры, самомассаж и т. д.

Объяснение, напоминание, одобрение, утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования, самомассаж, лечебная физкультура, использование компьютерных презентаций.

Природные

средства

оздоровления

Стимулирование повышения иммунитета организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, фитотерапия)

Объяснение, напоминание, прогулки, элементы закаливания, приемы психотерапии (удивления, одобрения, вызова интереса, управление вниманием и прочее), физио- и фитотерапии, информационно-обучающие письма, папки-раскладушки и стенды для родителей.

Средства

гигиены

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Объяснение, напоминание, консультирование, информирование, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня, приемы психотерапии (одобрения, вызова интереса, управление вниманием, адаптивного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями и прочее), папки-раскладушки и стенды для родителей.

Методы осуществления здоровьесберегающих технологий разнообразны: фронтальный, групповой и практический методы, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий. В ходе работы над проектом использовались различные формы и методы:

1) сбор информации: изучение новой информации о группах здоровья детей, подборка фотографий, набор игр и упражнений разнообразной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения;

2) работа с детьми: физические упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры (например, «Витаминкины друзья», «Сбей всадника», «Самый меткий», «Перетягивание каната», «Чья команда быстрей соберется»), чтение стихов, рассказов, загадок и пословиц, проведение бесед по ЗОЖ (например, «Полезно — неполезно», «Плохо — хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается»). В познавательно-игровом проекте «Мы выбираем здоровье!», над которым мы работали в течение года с учетом психологического типа и группы здоровья ребёнка, использовались русские народные сказки. В сказках положительный сказочный герой − это добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Большой интерес у детей вызывали стихи М. С. Пляцковского «Я стать хотел бы силачом», М. С. Серовой «На утренней зарядке», Л. В. Огурцовой «Футбол» и ее рассказы «Про Алису и детский садик «Боровичок»;

3) закаливающие, массажные процедуры: утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны, хождение по коврикам-массажерам с использованием нестандартного оборудования, пальчиковая гимнастика, точечный массаж;

4) совместная и самостоятельная деятельность: уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, динамические паузы для снятия статической усталости различных мышц, уменьшения умственного напряжения, снятия зрительного утомления;

5) работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, ознакомление родителей с главными факторами, содействующими (неспособствующими) укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и в условиях МБДОУ, взаимное информирование воспитателей и родителей о состоянии здоровья детей, консультации по темам ЗОЖ (например, «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребёнка», «Здоровье ребёнка в наших руках», «Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны коврики-массажеры»), оформление презентации «Здоровый образ жизни», изготовление нестандартного оборудования дома для детей, повышение педагогической культуры родителей.

В заключительной части проекта работу с родителями мы проанализировали в трех направлениях (соблюдение режима, достаточное пребывание на воздухе и совместная работа с родителями). Процентные величины этих компонентов в сумме составили 100 %. Данные представлены на рис. 1.

Работа с родителями по ЗОЖ детей

Рис. 1. Работа с родителями по ЗОЖ детей

В ходе проведенной нами работы произошли улучшения по изменению ЗОЖ детей. На рис. 2 показан процентный рост внутри каждого рассмотренного нами направления применения здоровьесберегающих технологий момента окончания нашего проекта по сравнению со временем его начала.

Сравнительный анализ работы с родителями по изменению ЗОЖ детей

Рис. 2. Сравнительный анализ работы с родителями по изменению ЗОЖ детей

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье − это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Однако без взаимосвязи сотрудников МБДОУ с родителями достижение этих целей неосуществимо. В результате нашей деятельности в рамках познавательно-игрового проекта «Мы выбираем здоровье!», ориентированного на каждого ребёнка, снизились показатели заболеваемости детей нашей группы, повысилась эмоциональная комфортность и позитивное психологическое самочувствие каждого ребёнка в группе и семье на базе взаимодействия сотрудников МБДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей.

Литература:

  1. Метод проектов. [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia. org/wiki/Метод_проектов
Основные термины (генерируются автоматически): лечебная физкультура, пальчиковая гимнастика, ребенок, родитель, старшая группа, вызов интереса, детский сад, дыхательная гимнастика, познавательно-игровой проект, утренняя гимнастика.

Похожие статьи

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!»

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации муниципального проекта «Дарите детям доброту»

Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности в ЦССВ «Южное Бутово»

Комплексная помощь семьям с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта «Моя семья — самая, самая…»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете»

Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для детей с ОВЗ по теме: «Развитие внимания»

Взаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельности

Похожие статьи

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!»

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации муниципального проекта «Дарите детям доброту»

Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности в ЦССВ «Южное Бутово»

Комплексная помощь семьям с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта «Моя семья — самая, самая…»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете»

Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для детей с ОВЗ по теме: «Развитие внимания»

Взаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельности

Задать вопрос