Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми»
Авторы: Кохарова Елена Михайловна, Голубева Людмила Владимировна, Скворцова Елена Васильевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 02.05.2024
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Кохарова, Е. М. Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми» / Е. М. Кохарова, Л. В. Голубева, Е. В. Скворцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9194/ (дата обращения: 17.12.2024).
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-творческий
Тип проекта: групповой
Длительность проекта : среднесрочный, 1 месяц
Руководитель проекта : Кохарова Елена Михайловна
Участники проекта : воспитатели (Кохарова Е. М.; Голубева Л. В.), инструктор по физической культуре (Скворцова Е. В.), воспитанники разновозрастной группы (вторая младшая подгруппа), родители.
Актуальность
Здоровье — ценный дар, подаренный человеку природой. Здоровый малыш отличается гармоничным развитием. Дошкольный период является решающим в формировании основы физического и психического здоровья. В этот период происходит активное развитие органов и систем организма, закладываются основы личности и отношения к себе и миру. Важно обеспечить детей базовыми знаниями и практическими навыками здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни для дошкольников определяются знаниями и представлениями о правилах здоровья (соблюдение режима, гигиена, физическая активность) и умением применять их в повседневной жизни через доступные для детей методы (чистка зубов, мытье рук, зарядка). Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных стратегических целей развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Проблема : дети незнакомы с понятием «здоровый образ жизни». На вопрос воспитателя: «Что нужно делать, чтобы не болеть?». Дети отвечают: «Надо пить лекарства».
Цель проекта : формирование основ здорового образа жизни у воспитанников младшей группы.
Задачи проекта:
Для детей
Образовательные:
- Дать представление о здоровом образе жизни.
- Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
- Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
- Дать детям знания о полезных и вредных продуктах питания.
Развивающие:
- Развивать и закреплять культурно-гигиенические навыки у детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
- Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
- Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
Для родителей:
- Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в оздоровительной деятельности в ДОУ.
- Пропаганда ЗОЖ.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни.
- Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков.
- Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
- Участие в совместной деятельности родителей.
- Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Формы и методы реализации:
Формы:
— Наблюдения
— Беседы
— Ситуативный разговор
— Занятия
— Чтение художественной и познавательной литературы
— Рассматривание фотографий и иллюстраций
— Подвижные игры
— Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна)
— Физкультминутки
— Консультации, индивидуальные беседы (родителям)
Методы:
— Словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, загадки, потешки, поговорки.
— Наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик.
— Практические: изобразительная деятельность, оздоровительная деятельность.
— Игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры.
Продукт проектной деятельности:
- Создание картотек различных гимнастик (дыхательная гимнастика, физкультминутки), подвижных игр.
- Подборка дидактических игр.
- Оформление картотеки бесед по формированию здорового образа жизни подбор литературы по ЗОЖ.
- Консультации для родителей по ЗОЖ.
- Совместное с родителями физкультурное развлечение «На поиски колобка».
- Презентация к педсовету.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный:
Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта, планирование, работа с родителями.
2 этап– основной, практический:
Проведение: бесед, оздоровительных мероприятий.
Разучивание: потешек, стихотворений, пальчиковых игр, ежедневная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима дня.
3 этап — заключительный.
I . Подготовительный этап
- 1.Подборка методического и дидактического материала.
- 2.Подборка художественной литературы.
- Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
- Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
- Подборка дидактических, подвижных игр по теме проекта и атрибутов к ним.
- Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
- Привлечение родителей к реализации проекта.
II. Основной этап
Познавательно-исследовательская деятельность
— Беседа «Солнце, воздух и вода — нам без них никак нельзя».
Цель: формировать у детей понятия закаливающих процедур и их влиянии на здоровье.
— Беседа «Чистота — залог здоровья»
Цель: дать детям представление о необходимости гигиенических процедур.
— Беседа «Как важен сон».
Цель: формировать представление детей о значении сна, учить заботиться о себе.
— Беседа «Полезные и вредные продукты»
Цель: показать детям важность правильного питания для здоровья и роста.
Восприятие художественной литературы и фольклора
— К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»
— С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
— И. Демьянова «Замарашка»
— Стихотворение: «Что такое чистым быть?», «Я и солнышко»
— Потешки: «Водичка, водичка…», «Кран откройся! Нос, умойся!», «От водички, от водицы все улыбками искрится!»
— А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка»
— Отгадывание загадок об овощах и фруктах, о средствах гигиены
Социально-коммуникативное развитие
— Дидактическая игра «Вредные и полезные продукты»
Цель игры: дать представление детям о вредных и полезных продуктах
Правила игры: ребенку дается два игровых поля: зеленое, (на верху этого поля расположена продовольственная корзина), на это поле кладем картинки полезных для здоровья продуктов и красное поле (вверху, которого расположена мусорная корзина), здесь располагаем вредные продукты.
— Воспитание культурно-гигиенических навыков.
— Воспитание культуры поведения за столом.
Изобразительная деятельность
Рисование в раскрасках по теме ЗОЖ, по трафаретам «Фрукты и овощи».
Двигательная деятельность
— физкультминутки
— пальчиковые игры
— логоритмические игры
— подвижные игры
— гимнастика пробуждения
— утренняя гимнастика
Работа с родителями . Взаимодействие с семьей играет первостепенную роль в работе дошкольного образовательного учреждения. Одним из ключевых аспектов этого взаимодействия является совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает, что родители играют ведущую роль в формировании личности ребенка, включая его физическое развитие. Именно они формируют ценности и привычки ребенка, которые определяют его отношение к здоровью. Родители являются первыми и главными образцами для подражания, и их поведение оказывает непосредственное влияние на становление здорового образа жизни у детей. В партнерстве с семьей педагоги дошкольных учреждений реализуют эффективную программу укрепления здоровья через различные формы взаимодействия: привлечение родителей к оздоровительным мероприятиям, организация совместных спортивных праздников, привлечение родителей к проведению физкультурно-оздоровительных занятий в детском саду, индивидуальное консультирование родителей, тесное взаимодействие с медицинскими работниками и узкими специалистами для обеспечения комплексного подхода к сохранению здоровья детей. Совместная работа педагогов и родителей, основанная на доверительных отношениях и конструктивном диалоге, способствует созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формированию у них ценностей здорового образа жизни и осознанного отношения к своему физическому и психическому благополучию.
Было проведено
— Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в моей семье», «Здоровое питание-здоровый ребенок»
Консультации
— «Закаливание»
— «Здоровый образ жизни семьи»
— «Полезные привычки»
— «Поговорим о правильном питании ребенка»
III. Заключительный этап
- Выставка стенгазет «Мы за здоровый образ жизни».
- Челендж «Зарядка всей семьей».
- Итоговое совместное физкультурное развлечение «На поиски колобка».
Заключение
В результате проведенных мероприятий, наблюдается заметное увеличение заинтересованности детей в занятиях физкультурой, а также в применении закаливающих процедур и уходе за собой. Это свидетельствует о повышении воспитательной ценности, которую несут подобные занятия. Дети и их родители также получили дополнительные знания о методах сохранения и укрепления здоровья, понимая важность здорового образа жизни. У родителей расширилось представление о закаливающих мероприятиях, у детей знания о полезных продуктах питания. Для дальнейшего поддержания интереса к здоровому образу жизни, необходимо продолжать систематически работать в данном направлении, продолжать организовать совместные мероприятия с участием родителей, направленные на оздоровление детей, а также на сохранение и укрепление их физического и психологического благополучия. Поддерживая такие инициативы, мы сможем обеспечить более здоровое будущее для нового поколения и вдохновить их на заботу о собственном здоровье, исполнив указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации».
Литература:
- Золотова М. Ю. Физкультурно-оздоровительные аспекты здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях// Международ практич. Конференция 2015г.
- Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1089г.
- Рунова М. «Помогите ребенку укрепить здоровье» Дошкольное воспитание№ 9, 2004г.
- Юрко Г. П. «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста», М. 1978г.