Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Батычек, О. Н. Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью / О. Н. Батычек, С. В. Громова, О. А. Павлюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56796/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется физическому развитие ребёнка, осознанному отношению к своему здоровью, и развитию инициативы его сохранения и укрепления. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, первая из которых звучит следующим образом: «Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». [1, с. 7]

Коменский Я. А., отводя особую роль заботите о гигиене, здоровье и физическом развитии детей, писал: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п». [2, с. 56]

Все приобретенные ребёнком в детстве знания сохранятся им на всю жизнь. Важным блоком здесь выступают знания о здоровье. Основные навыки по формированию и укреплению здоровья, закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому, так важно правильно подобрать методы обучения по совершенствованию и сохранению здоровья, которые, приведут к положительным результатам. Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего образовательного учреждения является формирование осознанного отношения детей к своему здоровью, т. к. именно осознанное отношение ребёнка к здоровью и осознание персональной ответственности за него, является средством сохранения и укрепления здоровья дошкольника.

Работу в этом направлении необходимо начинать с наполнения предметно-пространственной развивающей среды в группе. В центре по физическому развитию и ОБЖ должны присутствовать традиционный физкультурный инвентарь, авторские спортивно-игровые пособия, а также оборудование и пособия по ОБЖ. Данные материалы должны соответствовать определенным требованиям, которые определяет федеральный государственный образовательный стандарт к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. Содержательная насыщенность.
  2. Полифункциональность.
  3. Трансформируемость.
  4. Вариативность.
  5. Безопасность.
  6. Доступность.

Необходимо наличие кольцебросов, массажёров, ярко и понятно для детей описанные дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз. Эти упражнения ребята могут проводить как со взрослым, так и самостоятельно. Отдельно должен быть оформлен уголок с литературой по физическому воспитанию, а также материалы оздоровительного характера, например дидактические игры.

Прогулка детей также должна быть насыщена интересными играми не только на спортивной площадке, но и на участке, предметно-развивающая среда которого должна быть организована с учётом стимулирования двигательной активности детей, а также сохранения и укрепления их здоровья.

Специально организованные занятия — играют важную роль в сохранении и укрепление здоровья воспитанников. В своей работе мы используем учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Авдеевой Н. Н., Князевой О.Л, Стеркиной Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа «Разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы посчитали необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психолого- педагогическими ориентирами в ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала — основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». [2, с. 6]

В сюжетно-ролевой игре дети знакомятся с профессиями, которые помогают формированию адекватного восприятия таких важных профессией как врач, медсестра, своевременному посещению поликлиник, и даже экстремальная ситуация попадания в больницу, воспринимается ребёнком спокойно. Многие родители сталкиваются с проблемой детских страхов подобного рода. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «На приеме у доктора», расширяют у детей знания о работе врача, медсестры, фельдшера бригады скорой помощи, способствуют пониманию её важности. Принятие на себя роли «человека в белом халате» у некоторых детей формирует ранний выбор будущей профессии. Самый главный итог сюжетно-ролевых игр подобной направленности — формирование осознанное отношение к своему здоровью.

В нашем ДОУ успешно реализуют одну из оздоровительных технологий — натурпатию, принцип которой заключается в следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно-луковых закусок, ношение чесночных бус, изготовленных родителями.

Таким образом, обозначая для ребёнка здоровье как высшую ценность, и формируя осознанное желание его сохранения и укрепления, мы помогаем ему:

− понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;

− осознавать особенности функционирования организма;

− вырабатывать правила взаимодействия с окружающей средой;

− обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные гимнастики (пальчиковой, для глаз);

− усваивать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья и, как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Для проведения оздоровительной работы и развития двигательных навыков каждого ребёнка важное значение имеет взаимодействие специалистов детского сада (медицинская сестра, врач, инструктор по физической культуре, хореограф). Эта работа помогает избирать педагогически грамотные методы и приемы.

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и танцами, в процессе которых, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. [5, с. 178]

Проведение спортивных праздников, является хорошей формой закрепления полученных знаний, очень отрадно, что сейчас в нашем городе Волжском проводятся городские праздники и конкурсы подобного характера, где семьи соревнуются между собой. Это не только средство укрепления здоровья, но и отличный досуг, объединяющий разных людей. Командная игра помогает членам семьи-участницы сплотиться, и конечно, в таких соревнованиях формируется потребность в здоровом образе жизни и занятием спортом не только у ребят, но и взрослых.

Каждая оздоровительная программа реализуется в тесном сотрудничестве с родителями по следующим направлениям:

− ознакомление родителей с результатами диагностики психического и физического развития ребёнка;

− формирования у родителей интереса к изучению методов и приёмов сохранения и укрепления здоровья;

− привлечение родителей к активному участию в социальной жизни группы и дошкольного образовательного учреждения.

− Используются следующие формы работы:

− постоянно обновляется информация в родительских уголках на оздоровительную тематику;

− организация спортивных развлечений с участием родителей;

− изготовлению авторских пособий по физкультуре и ОБЖ.

Одной из форм обучения родителей практическим приёмам оздоровления, является работа родительского клуба. Тему занятия выбирают родители через анкетирование. В теоретической части с родителями проводится тематическая беседа или сообщение специалиста (врача, психолога, логопеда). В практической части подключаются дети для совместного выполнения оздоровительных упражнений. Эти занятия родительского клуба, приносят ощутимые результаты по сохранению и укреплению здоровья детей, о чем свидетельствует снижение уровня заболеваемости среди воспитанников.

Каждому человеку, необходимо с детства следить за своим здоровьем, детский сад — ступень общего образования. Значение работы дошкольного образовательного учреждения нельзя недооценивать, именно здесь, закладываются первые знания ребёнка, активно развивается личность, закладываются морально-нравственные основы. Физическое развитие, также напрямую зависит от качества оказываемых образовательных услуг — это то направление, в котором работа должна быть планомерной и непрерывной.

Можно сделать вывод, о необходимости приобщения ребёнка к здоровому образу жизни в семье и обществе, формированию навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Данная работа дает хорошие результаты, и стала традиционной для нашего ДОУ, она позволяет выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребёнку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Плодотворна работа с родителями: объединившись вместе с педагогами, они являются активными участниками педагогического процесса.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
  2. Авдеева Н. Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 144 с.
  3. Береснёва, З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ. 2016 г. — № 2–250 с.
  4. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 447 c.
  5. Кочеткова, Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. / Москва: Просвещение, 2015 г. — 323 с.
  6. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. / Москва: Академия, 2012 г. — 450 с.
  7. Подольская, Е. И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5–7 лет. / Волгоград: Учитель, 2010 г. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, здоровый образ жизни, здоровье, ребенок, работа, формирование, федеральный государственный образовательный стандарт, укрепление здоровья детей, укрепление здоровья, старший дошкольный возраст, сохранение, родительский клуб, родитель, детский сад, осознанное отношение, основа безопасности жизнедеятельности детей, личное здоровье, занятие, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Задать вопрос