Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 05.01.2018

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Наталья Анатольева. Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию / Наталья Анатольева Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47605/ (дата обращения: 16.12.2024).



Результат обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии совсем не маленький — это огромный результат! Потому что от него зависит качество жизни детей. Они учатся искусству общения, учатся взаимоотношениям. Их понимают, их слышат! Они чувствуют силу своих действий, силу коммуникации. Со стороны кажется, что это очень мало, но в контексте их возможностей — это огромные шаги!

Маче Бараневич, социальный педагог, психолог, специалист в области сенсорной интеграции. Г. Краков, Польша

Я — воспитатель и работаю в Центре содействия семейному воспитанию «Южное Бутово» г. Москвы. В нашем Центре работает коллектив единомышленников, который решает актуальные проблемы воспитания детей с интеллектуальными нарушениями их социализации в обществе.

В Центре используются адаптированные методики и программы, которые идут от ребенка, работают не с ребенком, а с его поведением.

В содержании работы педагогов Центра можно выделить следующие приоритетные направления:

Формирование способности познавать себя

Это познание тела и развитие чувственного восприятия. Многие дети с множественными нарушениями познают себя главным образом через тело. Осознание единства частей тела, их функций, развитие чувства равновесия приводит к тому, что ребенок приобретает большее чувство уверенности и независимости, он получает возможность контроля над своим телом, что очень важно для восприятия себя не как беспомощного существа, а как человека, способного реализовать свои желания самостоятельно или с помощью других. Учиться сохранять равновесие, чувствовать положение тела в пространстве, возможно через контакт с человеком и различными предметами.

На занятиях с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии познание целостности тела происходит через знакомство с его частями на человеке, кукле, картинке. И происходит через различные действия с ними (например, подергать, погладить, расчесать волосы, найти глаза у куклы и у себя, искупать куклу, культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания), а также через действия, производимые ими (например, кисть руки может держать, бросать, захватывать и др.). Познание тела возможно также с помощью восприятия раздражителей и их соотнесения с органами чувств (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения).

Сообщение опотребностях изатруднениях

Ребенок плачет, когда хочет есть, пить, чувствует дискомфорт. Подрастая, он начинает понимать, что ему необходимо научиться по-другому выражать свои желания, т. к. в противном случае они не будут удовлетворены. Ребенок учится испытывать чувство комфорта от сухости, тепла и дискомфорт от мокрых, грязных штанишек. Он должен осознавать, что это неприятно не только для него, но и для окружающих. Поэтому важно учиться сообщать о потребности сходить в туалет.

Быть в покое или в движении — это такая же физиологическая потребность, как и потребность есть и пить. Поэтому нельзя пренебрегать удовлетворению этих потребностей, хотя, на первый взгляд, они могут показаться не такими уж важными для ребенка. Поскольку при слабой ориентировки, малой любознательности у ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии потребность в еде начинает играть доминирующую роль.

Человек не может жить без других людей. Общение необходимо каждому человеку, как воздух, для того, чтобы чувствовать свою причастность к человеческому обществу, чувствовать свою защищенность и уверенность в себе. Все органические потребности здорового и неполноценного ребёнка могут быть удовлетворены только взрослыми. У ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии такая полная зависимость сохраняется гораздо больше. Потребность в общении у него очень велика. Вместе с тем она не сразу перерастает в подлинную потребность в собственно общении. Она длительное время сохраняется лишь как потребность в помощи. Педагог должен очень чутко реагировать на все сигналы ребенка, а ребенок должен знать, что он вправе требовать внимания к этим сигналам. Ребенку важно учиться сообщать о своих потребностях понятными для других доступными для него способами. Например, плачем, криком, неадекватным поведением, стереотипными движениями, жестами, мимикой.

Развитие способности ориентироваться вокружающем мире иадекватно его воспринимать

Задачей педагога является расширение представлений ребенка об окружающем мире. Важно познакомить его с неизвестным ему миром, увеличить круг жизненных представлений, открыть новые горизонты. Важно научить их быть разумно активными, коммуникабельными, воспитывать культурное поведение, разумные привычки, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми они общаются. Поэтому на первый план выходят такие занятия, как хозяйственно-бытовой труд, социально-бытовое ориентирование, социальная коммуникация. Задача состоит в том, чтобы не только дать представление о различных учреждениях окружающей их жизни, но и научить их правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими.

Центр создает условия для активного посещения детьми различных социальных и образовательных учреждений, культурных мероприятий, парков, музеев, спортивных и общегородских праздников. Дети должны иметь возможность воспринимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда окружающий мир станет для него шире и многограннее. Мир прекрасен во всех его проявлениях. Цель Центра — сделать возможной для детей самостоятельную жизнь.

Развитие уребенка способности ориентироваться всоциальных отношениях, формирование умения включаться вних

Дети с множественными проблемами в интеллектуальном и физическом развитии являются такими же членами общества, как и все остальные. Задача педагога — подготовить детей жить среди других людей, вместе с другими людьми. Но этот процесс не может быть односторонним. Уровень развития любого общества определяется не только экономическими характеристиками, но и социальной толерантностью, его отношением к инвалидам, к признанию и уважению прав и достоинств каждого человека, не зависимо от его способностей. Необходимо, чтобы и общество было готово принять и уважать людей с множественными нарушениями. Способность жить в обществе — это способность к взаимным отношениям, к взаимодействию. Детям необходимо учиться воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности. Знание правил и норм поведения, прав и обязанностей облегчает им жизнь в обществе. В Центре проводятся занятия и практикумы по правилам дорожного движения, походы в магазин за продуктами питания, в летнее время дети отдыхают в детских оздоровительных лагерях, участвуют в многодневных походах. Умение жить в обществе и найти там свое место — это одна из важнейших предпосылок самостоятельной жизни.

Познание предметного мира иучастие всозидательной деятельности

Любой человек хочет действовать. Эта готовность действовать, делать что-либо своими руками должна переходить в практические дела и поступки. Посильная деятельность ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии обеспечивает максимально возможную самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом обслуживании себя, вырабатывает положительное отношение к различным видам труда, готовность выполнять несложные работы в хозяйственно-бытовой деятельности, вырабатывает твердые навыки выполнения определенных операций. Необходимо найти вид деятельности, которая бы учитывала индивидуальные умения и способности ребенка. В Центре дети помогают накрыть стол к обеду, убирают грязную посуду, возят белье в стирку. Созидательная, творческая деятельность вызывает внутреннее удовлетворение, а это поднимает чувство собственного достоинства, повышает качество жизни.

Существует проблема, которая заключается в том, что у молодых людей с инвалидностью, достигших 18 лет, отсутствует выбор жизненного пути. Они вынуждены либо остаться дома, что приведет к утрате приобретенных социально-трудовых умений и навыков, либо остаться в психоневрологическом интернате для взрослых, где в лучшем случае им предложат уход и заботу, но не возможность быть реализованными включенными в социальную и трудовую среду общества. Меняющаяся система ценностей в современном обществе ставит социум в совершенно новые условия отношений к людям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время развивается и набирает силы процесс социальной интеграции инвалидов — это предоставление условий для получения одинакового для инвалидов и здоровых людей образования, успешного устроения инвалидов на работу с достойной оплатой, проведения досуга и многое другое.

И в заключении, позвольте привести цитату из книги польского педагога Малгожаты Квятковской «Глубоко непонятные дети». Её книга рассказывает о том, как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями умственного развития достичь максимального уровня самостоятельности, научить оптимальной коммуникации. «Мы должны привести ребенка в мир, а если он не может ходить, то принести. Зачем придумывать что-то особенное, если вокруг ребенка уже есть самая развивающая из всех развивающих сред — сама жизнь? Позвольте ему, по мере возможностей, в ней участвовать».

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
  2. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
  3. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016.
  4. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 2. М., 1956
  5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997
  6. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.
  7. Маллер А. Р. Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, окружающий мир, потребность, задача педагога, общество, орган чувств, познание тела, самостоятельная жизнь, Центр.


Похожие статьи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Изучение уровня подготовки к самостоятельному проживанию детей старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Похожие статьи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Изучение уровня подготовки к самостоятельному проживанию детей старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Задать вопрос