В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Этому способствовала деятельность различных международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Международной ассоциации по изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и др.
Практика показывает, что выпускники детских домов-интернатов зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их в этом отношении оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из дома-интерната. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников.
Еще большую значимость приобретает проблема социально-бытовой адаптации в отношении детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, особенно воспитывающихся в условиях детского дома-интерната.
Социальная адаптация — интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
адекватная система отношений и общения с окружающими;
гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития, как социальной среды, так и социального субъекта.
Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации — это взаимонаправленный процесс, т. е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.
Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Опыт показывает, что воспитанники детских домов-интернатов далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Воспитатель должен поставить пред собой задачу, чтобы каждый воспитанник, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.
Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая воспитанников общетрудовым умениям, воспитатель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу — коррекцию недостатков умственной деятельности детей. К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций. Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Так, с помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.
Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя по социально-бытовой ориентировке, проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различный материал по отдельным темам, готовя, таким образом школьников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам прочно усвоить полученные знания и умения. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта учащихся, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.
Воспитатель придерживается того же уровня требований, что и учитель, к самостоятельности учащихся при выполнении хозяйственно-бытовых и других заданий, к выполнению приемов, соблюдению правил поведения, санитарно-гигиенических умении, т. е. он организует повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими, по мере необходимости повышая уровень требований к школьникам. В противном случае будет происходить не совершенствование хозяйственно-бытовых и других навыков учащихся, а их Разрушение, возникнет представление о необязательности соблюдения усваиваемых умений. Например, на занятиях в классе школьники приучаются правильно накрывать на стол, аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой. Но если в школьной столовой об этих правилах забывают и дети и воспитатель, она никогда не будут усвоены учащимися.
Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя.
Для примера я предлагаю конспект интегрированного фронтального занятия совместно с учителем.
Конспект интегрированного фронтального занятия совместно сучителем-дефектологом.
Тема: «Праздничное чаепитие»
группа 1.1.18
Учитель-дефектолог — Ельцова И. А.
Воспитатель — Куликова Л. В.
Цель: обобщение элементарных математических представлений посредством предметно-бытовой деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
учить решать проблемную предметную ситуацию в процессе уравнивания чисел двумя способами (убавлением и прибавлением) и деления множеств поровну;
закреплять вычислительные навыки с опорой на предметность;
упражнять в ориентировке предметного пространства в процессе приготовления блинов и сервировки стола);
отрабатывать алгоритм проведения «праздника» (приготовление праздничного блюда, сервировка стола);
соотносить названное количество и объем продуктов с цифрой;
подсчитывать объем и количество продуктов с помощью мерки;
Коррекционные задачи:
развивать мелкую моторику (ловкость) в ходе выполнения практических действий с предметами;
развивать зрительное внимание, зрительное соотнесение при выполнении заданий с предметными картинками и предметами;
учить удерживать простую/сложную инструкцию;
развивать внутреннее планирование при составлении рецепта приготовления блинов
обогащать активный словарь при использовании слов и выражений по теме занятия;
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к математике через практические действия;
воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу;
воспитывать аккуратность, вежливость, гостеприимство;
соблюдать правила ТБ;
Используемые методы: рассказ, беседа, демонстрация, опора на «сильного» ученика, использование физической подсказки;
Ход занятия
I этап урока «Организационный момент иэмоциональный настрой на занятие»
1. Приветствие (2 минуты)
Воспитатель:
— Здравствуйте, девочки!
Дети:
— Здравствуйте!
Воспитатель:
—Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети:
Отвечают и сосредотачивают своё внимание.
Учитель:
— Девочки, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. А затем повернитесь и подарите свои улыбки гостям, и мы начнем занятие.
Дети:
Поворачиваются к гостям и дарят свои улыбки.
2. Представление педагогов исообщение темы (1 минута)
Воспитатель:
— Сегодня у нас необычное занятие. Будем проводить его мы вдвоем: учитель-дефектолог — Ирина Александровна и воспитатель— Лариса Владимировна. А приглашаем мы вас окунуться в мир «Вкусной математики. Ещё все вместе мы будем готовить блины, чай и угощать наших гостей и все вместе чаевничать.
II этап урока «Вводная беседа» (2 минуты)
Дидактические материалы и оборудование: картинки (слайды) с изображением праздника Масленицы, блинов.
Воспитатель:
— Подскажите, пожалуйста, что мы изучаем на занятиях по математике?
Дети:
— Цифры, счет, геометрические фигуры, дни недели и т. д.
Учитель:
— Почему её назвали вкусной?
Дети:
— Что-то вкусное будем изучать.
Воспитатель:
— Какой же праздник вы отмечали?
Дети:
— Масленицу
Воспитатель:
— Это весёлый праздник?
Дети:
Да
Учитель:
— Что было на празднике?
Дети:
— Блины
Воспитатель:
Масленица с ее блинами — это встреча солнца и весны, прощание с зимой.
Воспитатель:
— Кто знает, как их готовить?
Дети:
— Из теста, муки
III этап урока «Основная часть, практическая работа» (30 минут)
Дидактические материалы и оборудование: игровое упражнение
«Найди продукты для блинов», предлагаются картинки с разными продуктами на 1 столе. Берут одежду, приготовленную на стульчиках.
Учитель:
— Посмотрите на картинки и выберите те, которые подходят, т. е. те продукты, из которых можно приготовить блины. — Поместите картинки на доску. Это будет наш рецепт.
Дети:
Помещают картинки на доску.
Воспитатель:
— Прежде чем готовить, что надо надеть?
Дети:
— Фартуки, колпачки
Воспитатель:
— Кто так одевается ещё?
Дети:
— Повара
Воспитатель:
— А давайте мы с вами сейчас превратимся в настоящих поваров. А гости посмотрят, похожи мы на них или нет.
Дети:
Все надевают фартуки, колпачки на голову.
Учитель:
— Посмотрите на картинку и друг на друга, сравните себя и скажите, похожи вы на повара? (фартук, косынка, перчатки).
Дети:
Сравнивают одежду повара на картинке со своей и комментируют.
Воспитатель:
— Что мы ещё не сделали перед приготовлением блинов?
Дети:
— Не вымыли руки.
Воспитатель:
— А чистота — залог здоровья. Возьмите влажные салфетки и протрите свои руки
Дети:
Протирают руки влажными салфетками.
Игровое упражнение
«Выбери нужную посуду» на 2столе кухни
Воспитатель:
— В чем будем замешивать тесто?
Дети:
— В посуде
Воспитатель:
— Сравните вот эту посуду (воспитатель предлагает разную посуду: кастрюли, блюда, тарелки, ложки) и найдите ту, которая подходит для замешивания блинного теста?
Дети:
Называют предложенную посуду и делают свой выбор
Игровое упражнение:
«Найди названную цифру»
Воспитатель:
— Унас есть рецепт и поэтому, мы должны строго соблюдать количество необходимых продуктов
Учитель:
— Я буду называть число, а вы быстро должны найти нужную цифру
Дети:
Находят по очередности цифру и выставляют на наборном полотне к картинкам-продуктам.
Коррекционное упражнение «Рукавички — солнышко»
Учитель:
— Вы помогали друг другу и правильно справились со всеми заданиями, даже солнышко обрадовалось и выглянуло из-за туч, посмотрите на него глазками
Дети:
Выполняют коррекционную гимнастику для глаз
Берут продукты с 3 стола на кухне
Воспитатель:
— Чтобы приготовить тесто для блинов, значит нужно 2 яйца (воспитатель указывает на рецепт):
— Разбиваем яйца в миску
— Подает Аня
— А разбивает яйца в миску Ирина
— Далее смотрим по рецепту, что нужно?
— Молоко или кефир? (Смотрят и находят картинку «молоко»)
— Сколько молока? (2 стакана, одна отмеряет, другие имитируют)
— Подает молоко Диана. Наливаем молоко в стакан. Отмеряем 1 ст. и ещё 1ст.
— Сколько всего? (2)
— Добавляем дальше, что? (обращает внимание на рецепт) (Соль) — Чтобы тесто было вкусное и чтобы его не пересолить, надо измерить, чем? (Ложкой)
— Измеряем, какой ложечкой, большой (столовой) или маленькой (чайной) (Маленькой ложкой)
— Сколько ложечек, посмотрите по рецепту? (Отмеряют с помощью условной метки половину чайной ложки)
— Подает Аня. Отмеряет Ира
— Что ещё нужно добавить по рецепту? (Сахарный песок)
— Сколько столовых ложек необходимо добавить, посмотрите по рецепту? (Две столовые ложки)
— Подает Диана. Отмеряет Ира. — Сколько соды? (Половину чайной ложки)
— Сколько растительного масла? (Две столовых ложки)
— Подает Аня. Отмеряет Ира (Одна отмеряет, остальные имитируют) — Размешиваем веничком (или блендером) до однородной массы — Посмотрите, у меня целый мешок муки. Целый мешок — это очень много, а сколько нужно взять муки по нашему рецепту? (2 стакана) — Подает муку Саша и отмеряет 2 стакана муки (Одна отмеряет, остальные имитируют своими движениями) — Вымешиваем тесто!
Звучит тихо мелодия, когда вымешиваем тесто
Народная песня «Ой, блины, блины»
Воспитатель: — Покажите, как размешиваем блины.
— Всё готово! Молодцы! Тесто готово!
— Что дальше? (Выпекаем)
Учитель:
— Что для этого нужно? (Сковорода)
— Что нужно соблюдать, когда печем блины? (Называют правила)
Текущий инструктаж по технике безопасности: при работе с электроплитой
— Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!
Воспитатель:
— Испечем блины
— А какой формы, бывают блины? Нарисуйте в воздухе блинчик! (Круглые)
Воспитатель: — Какого размера выпекают блины? (Маленькие и большие)
— Нарисуйте в воздухе большой и маленький блинчик! (воспитатель показывает, как тесто наливают на сковородку). (Остальные воспитанницы имитируют своими движениями по кругу в одну сторону, затем в другую. Наливают по очереди тесто на сковородку, выпекают)
Блины на Масленицу пекут каждый день: 1 день — блинища, 2 день — блины, 3 день — блинцы, 4 день — блинчики, 5 день — блинки, 6 день — блиночки, 7 день — царские блины (сообщает воспитатель).
Выпекают вместе несколько блинов.
Остальные заранее испеченные блины выставляются на стол.
Учитель:
— Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Игровое упражнение «Сервируем стол». Берут посуду с 3стола на кухне
Воспитатель:
— Ой, сколько у нас блинов! Чудное угощение. — Когда ждут гостей, что делают, прежде всего? (Накрывают на стол) Учитель: — И нам пора накрывать стол.
— Сколько гостей у нас? (Выставляют на стол жетоны (2,4,2))
— Посчитайте!
— Сколько девочек? Посчитайте
— Кого забыли ещё посчитать? (Вас)
— Посчитайте! (Двое)
— Сколько всего нас, посчитайте все жетоны! (Восемь) — Сколько стульчиков нужно поставить к столу? (Восемь) — Что нужно обязательно расстелить на стол? (Скатерть) — Все вместе расстилаем скатерть на стол.
— Посмотрите и посчитайте, сколько чашек стоит на столе? (Семь) — А нас 8, сколько не хватает? (Одной)
— Правильно, молодцы!
— Сколько блюдцев на столе, посчитайте? (Семь) — Сколько не хватает? (Одного)
— Сколько чайных ложек мы должны разложить? (Восемь) — Положите справа от блюдца столько же чайных ложек. — С чем будем кушать блины?
— Поставит на стол креманку со сметаной — Аня, с вареньем — Саша, с мёдом — Диана.
— Какой напиток будем подавать к блинам? (Чай) — Разложите по 1 пакетику чая в каждую чашку, сколько надо пакетиков? (Восемь)
— Вот и чай готов
IV этап урока «Рефлексия» (5 минут)
Воспитатель: — Прежде, чем приглашать гостей к столу, давайте вспомним, что мы сегодня делали? (Составляли рецепт, замешивали тесто, пекли блины, накрывали на стол)
— Так теперь вы можете ответить на вопрос, чтобы получились вкусными блины, вам помогла математика? (Да)
— Чем помогла вам вкусная математика?
— Молодцы!
— Что у вас получилось? (Вкусные блины)
— Вам было интересно? (Да)
— Молодцы, вы хорошо выполнили все задания, а самое главное вкусные приготовили блины, правильно накрыли стол, а теперь
покажите, какие вы гостеприимные хозяева.
— Приглашайте гостей к столу.
— Вот и чай готов.
«Гости, будьте же здоровы,
Вот блины наши готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блин очки мои!
Звучит тихо мелодия народной песни.
Занятие заканчивается праздничным чаепитием.
Оборудование к занятию:
одежда: фартуки(4), колпаки (6), два пиджака;
влажные салфетки
прихватки, перчатки одноразовые.
пакетированный чай
сковородка,
растительное масло
мука
сода
соль,
сахар
молоко
сливочное масло
чайный сервиз: 8 чашек, 8 блюдец,8 чайных ложек; электрочайник, разная посуда для выбора: блюдо, мелкая тарелка, кастрюля, блюдце
посуда:1 столовая ложка,1 чайная ложка;1 стакан; большая плоская тарелка под блины
скатерть- 1
картинки: повар, мука, соль, сахар, сода, яйца, молоко; растительное масло;
другие картинки: мясо, сосиски, сыр, рыба, макароны, рис…и т. д.
два солнышка — картинки, нашитые на прихватки
медальки- лучший повар?
оформление комнаты: цифры, геометрические фигуры, масленица, картинки празднования масленицы или картинки с блинами.
магнитофон с записью народной песни «ой блины, блины!»