Образовательные технологии работы с детьми с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Ожегова, Т. В. Образовательные технологии работы с детьми с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы) / Т. В. Ожегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 497-498. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59316/ (дата обращения: 17.12.2024).



Понятие «технология» происходит от греческих techne — это значит искусство, мастерство и logos — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.

Термин «педагогическая технология» впервые упомянут в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского в 20-е годы 19 века и прошел длительный путь развития, изучения, осмысления.

Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса, в дальнейшем — реализация идеи полной управляемости образовательным процессом.

В настоящее время, если смотреть различные источники и литературу, можно насчитать несколько десятков определений педагогической технологии. Приведу некоторые из них:

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев)

Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М. В. Кларин)

Педагогическая технология — система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г. К. Селевко)

Анализ определений показывает отсутствие на сегодняшний день единого понимания педагогической технологии. Нам ближе такое определение «педагогическая технология» — это система, включающая взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника при обеспечении образовательных потребностей каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатель, инструментарий измерения результатов деятельности.

Попытаемся выделить характерные признаки технологии:

– технология — категория процессуальная;

– технология выстраивается в соответствии с конкретной целью имеющей форму конкретного ожидаемо результата;

– технология содержит критерии, показатель, инструментарий измерения результатов деятельности;

– технология может быть представлена, как некий алгоритм действий, операций, коммуникаций;

– технология направлена на проектирование, опираясь на заданный результат.

Определение сущности педагогической технологии позволяет выделить основные методологические требования к ее разработке:

– системность предполагает, что все элементы технологии находятся во взаимосвязи друг с другом, при этом каждый выполняет свою функцию, направлен на решение определенной задачи;

– научность требует, чтобы технологический процесс опирался на научные концепции;

– структурированность предполагает наличие четкого алгоритма, логической последовательности шагов по пути к цели;

– управляемость означает диагностическое целеполагание, планирование и проектирование, варьирование средств;

– воспроизводимость означает возможность воспроизведения технологии другими педагогами.

Изучение литературы помогло в создании авторской технологии «Осьминог», которая является основной технологией, использованной в проекте «От сказки к реальности». В основе проекта — работа с придуманной педагогами сказкой. Опыт работы показал, что сложный процесс восприятия обычной социальной сказки детям с тяжелыми множественными нарушениями развития не доступен. Наиболее эффективна с данной категорией детей работа с придуманной педагогами сказкой.

Целью данной технологии является реализация компетентностного подхода в деятельности педагога. Компетентностный подход означает, что ребенок не получает готовые знания, а находит в деятельности, а потом применяет в повседневно жизни. Такой подход в работе со сказкой делает процесс восприятия более простым и понятным для нашей категории детей, расширяет возможности ребенка к восприятию и пониманию окружающей действительности.

Приоритетной задачей данного проекта является социальная адаптация детей путем развития их познавательной деятельности и ознакомления с окружающей действительностью посредством придуманной педагогами сказки.

Суть технологии заключается в следующем: в центре технологии — сказка, придуманная педагогами о предмете или явлении окружающего мира («История одной елочки», «Сказка про Мыло Умыло и Мочалку Отмывалку» и др.).

Далее планируется комплексная работа по ознакомлению детей с сказкой по основным направлениям развития личности ребенка: познавательному, социально-эмоциональному, спортивно-оздоровительному, творческому, общекультурному.

На заключительном занятии по досуговой деятельности практикуется демонстрация презентации сказки или выступление кукольного театра.

При выборе темы для сказки учитываем зону актуального и ближайшего развития ребенка, что, несомненно, повышает результативность работы по достижению поставленных задач и целей, которые преследует работа по данной сказке.

Используя технологию «Осьминог» в своей работе, мы отметили следующие положительные результаты в развитии и деятельности детей:

– проявление доброжелательности дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым;

– умение детей сдерживать отрицательные эмоции;

– проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности;

– накопление сенсорного опыта;

– проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам;

– умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности;

– проявление желания участвовать в познавательных и музыкально-двигательных играх.

Исходя из наших наблюдений, можно сказать, что технология «Осьминог» позволяет педагогу творчески донести до воспитанника жизненно необходимые сведения об окружающем его мире и расширить социальное пространство ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, инструментарий измерения результатов деятельности, категория детей, окружающая действительность, педагог сказкой, педагогический процесс, работа, сказка.


Похожие статьи

Структура работы с детьми с ЗПР по развитию речи (из опыта работы)

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации

Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы)

Мнемотехнические формы и приёмы работы с детьми с ментальными нарушениями

Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Похожие статьи

Структура работы с детьми с ЗПР по развитию речи (из опыта работы)

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации

Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы)

Мнемотехнические формы и приёмы работы с детьми с ментальными нарушениями

Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Задать вопрос