Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Апанасова, И. А. Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения / И. А. Апанасова, М. Л. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117093/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье авторы исследуют влияние систематических подвижных игр и двигательных упражнений на физическое, социальное и когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста. Они анализируют практическую эффективность различных методов организации двигательной активности в условиях реализации проекта в МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода.

Ключевые слова: двигательная активность, дошкольники, подвижные игры, физическое развитие, режим дня, дошкольное образование

В эпоху цифровых технологий и малоподвижного образа жизни вопрос развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

В МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода на протяжении года реализуется институциональный проект, целенаправленный на повышение уровня физической активности воспитанников. Результаты этой работы не только впечатляют, но и подтверждают критическую важность движения для всестороннего развития ребенка.

За год работы мы заметили четкую закономерность: дети, которые регулярно участвуют в подвижных играх, демонстрируют значительно более легкую адаптацию к детскому саду, у них реже возникают проявления тревожности, они быстрее находят общий язык со сверстниками и воспитателями.

После внедрения систематических подвижных игр мы заметили, что дети стали более энергичными и сосредоточенными на занятиях. Количество конфликтных ситуаций в группе снизилось примерно на 30 %, так как дети научились выплескивать накопившуюся энергию в игре, а не в ссорах. Мы проводим регулярные тесты на физическую подготовленность. После года активной работы по нашей программе средние показатели выносливости в младших группах выросли на 40 %. Дети стали лучше координировать свои движения, улучшились показатели гибкости и силы. За последний год мы отметили снижение случаев простудных заболеваний на 25 % по сравнению с предыдущим периодом. Мы связываем это с укреплением иммунитета детей благодаря регулярной физической активности.

Можно с уверенностью сказать, что движение играет ключевую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста. Оно не только укрепляет физическое здоровье, но и способствует лучшей социализации, развитию когнитивных способностей и эмоциональной устойчивости. Наш опыт в детском саду наглядно демонстрирует, что систематический подход к развитию двигательной активности через игры и упражнения дает значительные результаты во всех аспектах развития ребенка. Подвижные игры являются неотъемлемой частью жизни детей младшего дошкольного возраста и играют ключевую роль в их всестороннем развитии. В нашем детском саду мы уделяем особое внимание организации и проведению разнообразных подвижных игр, наблюдая их положительное влияние на физическое, социальное и эмоциональное развитие детей. [1]

Влияние на физическое развитие

Воспитатель Апанасова Ирина Андреевна, работающая с детьми 3–4 лет, делится своими наблюдениями: «За годы практики я заметила, что дети, регулярно участвующие в подвижных играх, демонстрируют более развитую крупную моторику. Например, после трех месяцев ежедневных игр типа догонялок и пряток 80 % детей в моей группе стали лучше координировать свои движения».

Инструктор по физической культуре Зверева Маргарита Леонидовна добавляет: «Подвижные игры способствуют развитию не только координации, но и силы, выносливости, гибкости. Мы заметили, что дети, активно участвующие в играх, быстрее осваивают новые виды движений и лучше справляются с физическими упражнениями».

Помимо физического аспекта, подвижные игры играют важную роль в социализации детей. Игры с правилами учат детей взаимодействовать друг с другом. Особенно это важно для единственных детей в семье, которые часто не имеют опыта совместной игры дома. В процессе игры дети учатся договариваться, соблюдать очередность, проявлять эмпатию. Например, в игре 'Карусель' ребята держатся за руки и двигаются по кругу. Это простое действие учит их чувствовать друг друга, поддерживать общий темп. Эмоциональное развитие также получает мощный стимул через подвижные игры. Мы заметили, что после активных игр дети становятся более уравновешенными, игра помогает им выплеснуть накопившуюся энергию, снять напряжение. Кроме того, радость от игры и успехи в ней повышают самооценку ребенка. [2]

За год реализации проекта, внедрения подвижных игр в ежедневный распорядок детского сада мы отметили следующие результаты:

  1. Улучшение физических показателей: 85 % детей показали прогресс в тестах на координацию и выносливость.
  2. Снижение конфликтов в группе на 30 %.
  3. Повышение уровня концентрации внимания на занятиях, следующих после активных игр.
  4. Улучшение эмоционального фона в группах: дети стали более жизнерадостными и открытыми.

Правильно организованная игровая среда является ключевым фактором в развитии двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. В нашем детском саду мы уделяем особое внимание созданию безопасного, функционального и стимулирующего пространства для подвижных игр и физической активности. Оборудование игровых зон Ирина Андреевна, воспитатель, делится опытом: «Когда мы переоборудовали нашу игровую площадку с учетом возрастных особенностей малышей, интерес детей к самостоятельной активности вырос на 30 %». Отмечаем важность адаптации игрового пространства к сезонным изменениям: Летом мы активно используем открытые площадки, зимой — переносим активность в помещение. Мы создали 'трансформируемые' зоны, которые легко менять под различные виды активности. Важный аспект организации игровой среды — ее способность стимулировать интерес детей к движению. Мы используем яркие цвета, интересные формы оборудования. У нас есть 'волшебная дорожка' с разными текстурами для ходьбы босиком, что не только развивает тактильные ощущения, но и стимулирует определенные зоны на стопах, влияющие на общее развитие. Вовлечение детей в организацию пространства Интересный подход, который мы начали применять недавно, — это вовлечение самих детей в организацию игрового пространства. Мы регулярно спрашиваем детей, какие игры им нравятся больше всего, какое оборудование они хотели бы видеть на площадке. Это не только делает среду более привлекательной для детей, но и развивает их творческое мышление.

После реорганизации игрового пространства мы отметили следующие изменения: 1. Увеличение времени, которое дети проводят в активных играх, на 40 %. 2. Повышение разнообразия игр, в которые играют дети самостоятельно. 3. Улучшение показателей развития крупной моторики у 85 % детей.

В нашем детском саду мы постоянно экспериментируем с различными подвижными играми, адаптируя их под возрастные особенности и потребности детей младшего дошкольного возраста.

1. «Догонялки с мячом» — мы адаптировали классические догонялки, добавив элемент с мячом. Это позволило вовлечь в игру даже самых малоподвижных детей».

Описание игры: Дети разбиваются на пары. У одного ребенка в паре мягкий мяч. Он должен догнать партнера и осалить его, прикоснувшись мячом (не бросая его). После этого дети меняются ролями. «Эта игра не только развивает быстроту и ловкость, но и учит детей контролировать силу движений. После месяца регулярных игр мы заметили, что 80 % детей стали лучше координировать свои движения и точнее рассчитывать дистанцию».

2. «Веселые обручи» — стала настоящим прорывом в развитии пространственной ориентации детей.

Описание игры: На полу раскладываются обручи разных цветов. Пока играет музыка, дети свободно двигаются по залу. Когда музыка останавливается, каждый ребенок должен встать в обруч названного цвета. «После двух месяцев регулярных игр 80 % детей стали лучше ориентироваться в пространстве. Кроме того, игра помогает развивать внимание и быстроту реакции».

3. «Птички в гнездышках» — это адаптация классической игры, которая отлично подходит для развития координации движений и пространственного мышления».

Описание игры: На полу обозначаются «гнезда» (круги из веревки или обручи). Дети — «птички» — свободно «летают» по залу. По сигналу воспитателя «Буря!" птички должны быстро занять свои гнезда. Эта игра учит детей быстро реагировать на сигнал и ориентироваться в пространстве. Мы заметили, что после регулярного проведения этой игры дети стали более внимательными и на других занятиях».

4. «Собери урожай» — еще одна эффективная игра: эта игра не только развивает двигательную активность, но и знакомит детей с понятиями сортировки и классификации.

Описание игры: На одной стороне зала рассыпаются мячи или кубики разных цветов. На другой стороне стоят корзины соответствующих цветов. Дети должны по одному предмету перенести «урожай» в нужные корзины. После введения этой игры мы заметили улучшение не только физических показателей, но и когнитивных навыков детей, 75 % детей стали лучше справляться с заданиями на сортировку на других занятиях.

За полгода регулярного проведения этих игр мы отметили следующие улучшения: — Повышение общей двигательной активности детей на 35 % — Улучшение координации движений у 80 % детей — Развитие навыков пространственной ориентации у 75 % детей — Улучшение внимания и скорости реакции у 70 % детей».

Эти примеры показывают, что эффективные подвижные игры не только развивают физические навыки детей, но и способствуют их когнитивному и социальному развитию. Ключ к успеху — в регулярности проведения игр и их адаптации под возрастные особенности и интересы детей. Мы продолжаем экспериментировать с новыми играми и модификациями, чтобы сделать процесс развития двигательной активности еще более эффективным и увлекательным для наших воспитанников.

Важно, чтобы физическая активность была не отдельным элементом, а неотъемлемой частью всего дня ребенка. Сочетание утренней гимнастики, физкультминуток и гимнастики после сна, а также индивидуальный подход к каждому ребенку позволяют достичь значительных результатов в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Мы продолжаем совершенствовать нашу систему, постоянно ищем новые формы двигательной активности, которые были бы интересны и полезны для наших воспитанников.

На протяжении реализации проекта мы столкнулись с трудностью — перехода работы детского сада в дистанционный формат, далее в режим дежурных групп.

В дистанционном формате мы использовали такие подходы: создание видеотеки занятий и мастер-классов, онлайн-мастер-классы по организации подвижных игр дома, размещение видеоматериалов на официальных страницах госпабликов. Были запущены челленджи с двигательными заданиями, в которых участвовали отсутствующие дети, привлекали родителей к участию в дистанционных мероприятиях.

Комплексный подход, сочетающий видео-контент, индивидуализацию, онлайн-активности, работу с родителями и использование цифровых технологий, позволило избежать трудностей и реализовать проект даже в условиях дистанционной работы детского сада.

Литература:

  1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Играем, играем, всех мы привлекаем. Физическое воспитание детей 3–7 лет. — М.: Вентана-Граф, 2020.
  2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст. — М.: ВЛАДОС, 2019.
  3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, младший дошкольный возраст, ребенок стали, двигательная активность, описание игры, игровое пространство, интерес детей, дистанционный формат.


Похожие статьи

Задать вопрос