Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»
Авторы: Лихотина Виктория Владимировна, Ельцова Анна Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 02.10.2020
Статья просмотрена: 1729 раз
Библиографическое описание:
Лихотина, В. В. Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» / В. В. Лихотина, А. В. Ельцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5564/ (дата обращения: 22.12.2024).
Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много развивающих возможностей для формирования личности обучающихся. Осуществляется это средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ — основная цель работы педагогов и специалистов в непосредственно образовательной деятельности. Вопросы формирования познавательной активности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Интерес—это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Заинтересовать и привлечь внимание детей с ОВЗ удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят различные игры, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс. Игра становится для них ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывает развивающее воздействие на складывание психологического облика «особого» ребёнка. Игра позволяет привнести эмоциональный эффект в занятие.
Дидактическое пособие «Игры на липучках» представляет собой развивающий альбом для детей, состоящий из различных игр и заданий. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста дома или в детском саду. Игры на липучках замечательно подходят для детей с ОВЗ, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.
Формирование познавательной активности обучающихся во время занятия происходит при помощи игрового пособия, путем включения заданий и упражнений в образовательный процесс. «Игры на липучках» привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала. Данное пособие изготовлено своими руками при помощи оргтехники. Большинство игр разработано специалистами детского сада и эффективно используется как на занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе с детьми. Предлагаем вам познакомиться с вариантами игр, заданий и упражнений из развивающего альбома «Игры на липучках».
Пирамидка — одна из самых первых и любимых игрушек всех детей, которая дает ребенку представление о размерах и цветах предметов, учит сравнивать предметы между собой, развивает мелкую моторику.
Разрезные картинки (по разным лексическим темам)
Игра помогает закрепить понятия, учит детей составлять картинку из 3 и 4 частей, развивает внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.
Игра-лото «Домашние и дикие животные»
Помогает закрепить знания детей о диких и домашних животных в игровой форме. Учит различать и находить нужного животного. Развивает наблюдательность, внимание и аналитические способности.
Игры «Подбери по цвету»
Игра способствует закреплению у детей знаний основных цветов и их оттенков; развивает предметные действия, навыки ориентировки в пространстве; начальные навыки счета, мелкую моторику; внимание, наблюдательность.
Игра «Заплатки»
В процессе игры у детей развивается мышление, воображение, память, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать. Дидактическое пособие развивает мелкую моторику, цветовое восприятие, обогащает словарный запас.
Игра с пуговицами «Летит, едет, плывёт»
Игра поможет детям расширить представления о разных видах транспорта, как о средствах передвижения. Познакомит детей с понятием «транспорт», его основными видами, научит различать действия (летит, едет, плывёт), даст понятие о назначении транспорта, а также в процессе игры происходит развитие мелкой моторики, внимания, воображения.
Игра «Больше, меньше или равно»
Игра закрепляет у детей знание цифр от 0 до 10 (20), порядковый и обратный счёт. В игре происходит знакомство со знаками (больше, меньше, равно). У ребенка расширяется объем словаря, развивается зрительное восприятие, формируется представление о знаках (больше, меньше, равно)
Литература:
- Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». Издательство: Педагогическое общество России, 2008 год.
- Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребёнком. Сборник научно-методических материалов. Под редакцией А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. — М.: «Федеральный институт развития образования», 2013.