Использование настольно-печатных игр, направленных на развитие познавательных процессов, в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. В. Использование настольно-печатных игр, направленных на развитие познавательных процессов, в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ / А. В. Волкова, Е. Г. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119617/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день необходимость коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития и ее внедрение в образовательный процесс в дошкольные организации является актуальной. Работая в коррекционном образовательном учреждении учителем — дефектологом, я понимаю, что доступное образование для каждого воспитанника, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, психические, социальные и/или другие особенности развития — это возможность быть вовлеченным в общий процесс воспитания и обучения. На современном этапе коррекционного образования имеются определенные проблемы, одной из которых является отсутствия методической литературы для работы с детьми ТМНР и детьми — инвалидами, вовлекая их в образовательный процесс. Сделать процесс обучения привлекательным, создать комфортные условия для детей, имеющих особые потребности, в условиях коррекционного детского сада — это задача первостепенной значимости.

Для того, чтобы дети нашей группы лучше усваивали изученный на занятиях материал мы используем дидактические игры, которые имеют определенный метод их изготовления, это позволяет не только в игровой форме закрепить пройденный материал и проверить степень его усвоения, но и активизировать познавательную деятельность детей, внимание, а также развивать мелкую моторику, что немаловажно для детей данной категории дошкольников. У детей с ограниченными возможностями здоровья формируется наглядно-действенная форма мышления. Высшие мыслительные операции для них недоступны. Поэтому игры на развитие мыслительной деятельности должны быть направлены на развитие наглядно-действенного мышления.

Для увеличения эффективности образовательного процесса нами были изготовлена серия дидактических настольно — печатных игр направленных на познавательное развитие детей 3–5 лет с ТМНР. Игры представляют собой яркие иллюстрации заламинированные листы формата А 4, на гладкую поверхность приклеены липучки либо магнитные диски и маленькие цветные заламинированные изображения. Игры мы разработали в соответствии с изучаемыми в данном возрасте календарным проектом.

Например, детям предлагается игра на закрепление знаний о диких и домашних животных, их частей тела, месте обитания и т. д. — дошкольникам необходимо определить, какой хвост принадлежит лисице, льву, лошади и т. д. Или где живет собака, волк, корова и т. д.

Регулярное использование настольно — печатных игр позволяет проводить коррекционную работу с опорой не только на слуховой, зрительный анализатор, но и тактильный, что крайне важно для данной категории детей, так как именно в этом направлении у них большой пробел. Одновременно решаются задачи не только по развитию познавательных психических процессов, но и по развитию мелкой моторики ребенка.

Наши воспитанники с удовольствием собирают ингредиенты для пиццы, расставляют по цвету машинки в гараж, подбирают ягоды для варенья и т. д.

Необходимо отметить, что использовать данные настольно — печатные игры нужно правильно. С этой целью нами разработаны инструкции, как нужно применить ту или иную настольно — печатную игру, чтобы понять, насколько усвоена определенная лексическая тема ребенком с отставанием в развитии. Дидактические игры с наглядным моделированием имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Разработанные авторские игры можно использовать на различных типах занятий (при ознакомлении, повторении, закрепления изучаемого материала) по соответствующей теме и/или разделу программы.

Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного возраста с ТМНР. Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление. Ребёнок думает, что он просто играет и незаметно для себя начинает читать и считать, рассуждать, решать разного рода логические задачи. Роль взрослого в этом процессе — поддержать интерес ребёнка, стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

На занятиях дошкольник знакомится с начальными математическими представлениями, расширяет свой кругозор, активный и пассивный словарь, успешно усваивает материал, что способствует ускорению формирования и развития простейших логических структур мышления.

Наша задача как педагогов при помощи дидактической игры вовлечь детей в мир знаний, где ребенок будет любопытным Иваном-царевичем, у которого все получиться.

Все дидактические игры разделены на несколько групп:

– игры на логическое мышление;

– игры с геометрическими фигурами и величинами;

– игры на ориентировку в пространстве и времени;

– игры для развития речи и мелкой моторики рук;

– игры для обогащения словарного запаса.

Использование настольных игр в сочетании с наглядным материалом позволяет:

– закрепить пройденный материал;

– оперативно проверить усвоение материала;

– активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;

– педагогам использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Дидактические игры имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Главная особенность настольных развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному».

При подведении итогов мониторинга дошкольников, посещающих наше коррекционное дошкольное учреждение, подтверждает, что использование в педагогическом процессе дидактических/настольно — печатных игр, подобранных в соответствии с лексическими темами, делает процесс обучения доступным, интересным и занимательным, а также активизирует деятельность «особенных» детей.

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Зарин А Обучение игре детей с проблемами интеллектуального развития. — СПб., 2001
  2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников «БУК-МАСТЕР», 1993
  3. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников» издательство: Творческий Центр СФЕРА 2019
  4. Волкова, А. Познаем мир играя. Использование настолько-печатных игр в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ / А. Волкова. — Текст: электронный // Maam.ru Международный образователный по: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/poznaem-mir-igraja-ispolzovanie-nastolno-pechatnyh-igr-v-korekcionoi-rabote-s-doshkolnikami-s-ovz-napravlenyh-na-razvi.html (дата обращения: 25.11.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, образовательный процесс, воспитывающее значение, коррекционная работа, практическая ценность, пройденный материал, процесс обучения, развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос