Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ
Автор: Горшкова Татьяна Владимировна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 2326 раз
Библиографическое описание:
Горшкова, Т. В. Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ / Т. В. Горшкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2872/ (дата обращения: 16.11.2024).
Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности воспитанника, которая стимулирует любую деятельность, на основе познавательного интереса. Поэтому большую роль играет развитие познавательной сферы ребёнка. Воспитанники не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому воспитателю необходимо формировать у детей мотивацию на основе познавательного интереса. Воспитаннику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Для детей с ОВЗ развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает воспитанника к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов у детей должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий. Поэтому использование игровых технологий я считаю одним из самых эффективных приемов воспитательной работы. Для детей с ОВЗ все запланированные внеклассные занятия должны быть пронизаны элементами игры, содержащими игровые ситуации, это значительно способствуют развитию познавательных интересов воспитанников. Хочу выделить необходимые условия применения игры в процессе проведения внеклассного занятия:
– соответствие игры воспитательным целям занятия;
– доступность для воспитанников данного возраста;
– умеренность в использовании игр на занятиях.
В своей деятельности место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать воспитанники.
Для развития познавательной потребности идеально подходят сюжетно–ролевые игры. Их особенность в том, что воспитанники исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным воспитателем. Роли, которые ставят воспитанника в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию.
Вначале своей работы с детьми я предлагала воспитанникам роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и т. д.) Сейчас список игр достаточно большой это: магазин, аптека, парикмахерская и т. д. Моя роль, роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры создать условия для развития опыта воспитанника в игре, развивать познавательные процессы у детей.
Эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности воспитанников очевидна. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, это повышает познавательную активность ребенка.
Воспитанник, увлечённый игрой, не замечает того, что он находится в процессе обучения, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
У воспитанников моего класса запас знаний ограниченный, низкий уровень познавательных процессов. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, игровые развивающие панели являются прекрасным дидактическим материалам.
Игровые развивающие панели — это восторженные эмоции детей, активизация внимания, повышение мотивации к познавательному процессу, развитие всех основных психических функций (воображения, мышления, памяти, внимания, речи), навыков общения, эмоционально-волевой сферы.
Эти такие материалы как: клавишные доски, рамки с застежками, кубы-вкладыши. Игровые панели устроены так, чтобы ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину.
Широкое использование ИКТ во внеурочной деятельности помогает для игры в интересные, красочные, игры. Позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать высшие психические функции воспитанников, усилить творческую составляющую воспитательного процесса, в игровой форме развивать познавательную активность.
Познавательное развитие ребенка, невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления. В повседневной работе с воспитанниками широко практикую игры малой подвижности, которые сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативами, что обогащает и расширяет словарный запас воспитанников. Также они раскрывают содержание игр и их правила; объясняют, какое движение и как надо выполнять. Таким образом, следует сделать вывод, что с помощью подвижных игр можно активизировать и развивать познавательную сферу воспитанников, и решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи.
Познавательное развитие повышает, проектная деятельность. Такая деятельность влияет на содержание игры — она становится более разнообразной, а сами воспитанники становятся интересны друг другу.
Проектная деятельность напрямую связана с выполнением исследовательских творческих заданий, поэтому развиваются общие способности воспитанников — познавательные, коммуникативные.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие воспитанников в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля и характер.
Литература:
- Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№ 2.-С.107–114
- Басынина, Л. Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л. Н. Басынина.
- Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004
- «Педагогический поиск» — Игровые технологии в образовательном процессе. М.: «Педагогика». 1988
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998.