Встатье рассматриваются правовые и организационно-тактические методы борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности.
Актуальность этого вопроса связано с тем, что Узбекистан с приобретением независимости стал активно развиваться в различных сферах деятельности оказания взаимной правовой помощи со странами, как ближнего зарубежья (в рамках СНГ), так и другими (например, членством в ШОС), а также двусторонних и многосторонних договорах. Все это стало привлекательным для внутренней преступности, которая нередко консолидируется с зарубежными. На фоне общей преступности, активизировалась преступность и в внешнеэкономической сфере, связанные с нарушением таможенного законодательства и контрабандой. Уголовная статистика свидетельствует, что за последние пять лет она выросла в разы, а в 2023 г. было изъято товарно-материальных ценностей на сумму 972834,7 млн. сум, более чем в 20 раз превышает показатели 2019 г.
Учитывая общественную опасность этих преступлений авторы попытались рассмотреть некоторые вопросы методов противодействия приведенной правовой деятельности.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, нарушение таможенного законодательства, контрабанда, методы, противодействие, внешнеэкономическая сфера, общественная опасность.
Политика Республики Узбекистан в области внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) за последние десятилетия претерпела коренные изменения. За первые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданы указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности, стимулирующие развитие экспортного потенциала республики. Это прежде всего закон «О внешнеэкономической деятельности» [1] и другие законодательные и нормативные акты, которые позволили сформировать основные рамочные условия для осуществления внешнеэкономических связей, заключения и исполнения международных договоров в области внешнеэкономической деятельности, обеспечить защиту экономических интересов республики, юридических лиц и граждан Узбекистана за его пределами, установить правовые гарантии для деятельности иностранных инвесторов на территории республики.
На фоне обозначенных глобальных политических и экономических тенденций не только не утрачивает актуальности, но и приобретает новый исследовательский импульс изучение современных проблем преступности экономической направленности. Экономические преступления традиционно обладают высокой латентностью, обусловленной стабильным, организованным и серийным характером указанной разновидности криминальной деятельности. Кроме того, именно экономическая преступность наиболее гибко и быстро адаптируется синхронно изменяющейся социальной инфраструктуре и обусловливающим ее факторам, независимо от того, под действием конструктивных или деструктивных векторов происходит трансформация существующих общественных отношений [2] .
Сказанное стимулирует научный и практический интерес к исследованию современных проблем раскрытия и расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
В условиях современной социально-политической ситуации значительное влияние на состояние экономики Узбекистана оказывают ее внешнеполитические отношения. Отношение законодателя к проблеме уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности в последнее время заметно изменилось. Так, осуществлена криминализация новых деяний, представляющих серьезную угрозу для указанного правоохраняемого блага. В частности, в Уголовный кодекс Республики Узбекистан (далее- УК РУз) включены новые составы, охраняющие рассматриваемую сферу.
Разумеется, системообразующей группой преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности представляются деяния, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан (преступления в сфере таможенного контроля при перемещении товаров и иных ценностей через таможенную границу).
Любое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершенное с нарушением установленного порядка, считается незаконным и влечет административную либо уголовную ответственность [3] .
Нарушение таможенного законодательства, связанного с противоправным перемещением товаров или иных ценностей, также запрещенные или находящиеся в обращении ограниченные предметы через таможенную границу Республики Узбекистан является уголовно наказуемым деянием. Такие действия закреплены в ст. 182 УК РУ (Нарушение таможенного законодательства) и ст. 246 (Контрабанда) [4] .
Общественная опасность преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства проявляется в создании неконтролируемого оборота товаров либо дефицита отдельных из них на территории Узбекистана. Совершение этого преступления дестабилизирует экономическую ситуацию, несет в себе реальную угрозу увеличения темпов инфляции, чем подрывает, экономические основы республики, затрудняют переход к рыночным отношениям, а также создают предпосылки к совершению других преступных деяний например, уклонение уплаты от налогов или других платежей, незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан, легализация доходов, полученных от преступной деятельности, организация преступного сообщества и др.).
Кроме того, по причине совершения данного преступления:
– в государственный бюджет, недопоступают пошлина, установленная на ввозимые и вывозимые товары;
– из Узбекистана вывозятся товары, запрет к вывозу которых обусловлен их значением для экономики страны;
– нарушается установленный законодательством порядок условия перемещения через таможенную границу Республики Узбекистан товаров;
Предметами контрабанды и нарушения таможенного законодательства являются:
– сильнодействующие, ядовитые, отравляющие вещества;
– радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, взрывные устройства вооружение, огнестрельное оружия, боеприпасы или основные части огнестрельного оружия;
– наркотические средства, их аналоги или психотропные вещества;
– материалы, пропагандирующие религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм;
– ядерное химическое, биологическое другие виды оружия массового уничтожения;
– материалы и оборудование, радиоактивные материалы которые заведомо могут быть использованы при его создании[5].
Сегодня сотрудники таможенных органов, прежде всего, осуществляющих таможенный контроль, доследственную проверку и дознание, оперативно-розыскную деятельность ведут наступательную борьбу с рассматриваемыми преступлениями (об этом свидетельствуют нижеследующие таблицы).
Таблица 1
Количественные показатели преступлений и их динамика, зарегистрированных Таможенной службой в 2022–2023 гг.
Показатели |
Г О Д Ы |
|
2022 |
2023 |
|
Всего преступлений, зарегистрированных ТС |
966 |
991 |
Динамика всех зарегистрированных преступлений (в %) |
||
100,0 |
102,6 |
|
Преступления, связанные с таможенным делом и зарегистрированные ТС |
||
482 |
506 |
|
Динамика зарегистрированных преступлений совершенные в сфере таможенного дела (в %) |
||
100,0 |
105,0 |
|
Количественные показатели конкретных преступлений, совершенных в сфере таможенного дела и зарегистрированные ТС |
||
Ст. 182 УК РУ |
228 |
238 |
Ст. 228 УК РУ |
22 |
23 |
Ст. 246 УК РУ |
232 |
245 |
Другие ст. УК РУ |
484 |
485 |
Динамика конкретных преступлений, совершенных в сфере таможенного дела и зарегистрированные ТС (в %) |
||
Ст. 182 УК РУ |
100,0 |
+ 2,6 |
Ст. 228 УК РУ |
100,0 |
+ 4,5 |
Ст. 246 УК РУ |
100,0 |
+ 5,6 |
Другие ст. УК РУ |
100,0 |
+ 0,2 |
Из данной таблицы видно, что общая преступность совершенных в сфере таможенного дела и зарегистрированные ТС в 2023 г. по сравнению с предыдущим выросла на 5 %, при этом преступления, совершенные по ст. 182 УК РУ — на 2,6 %, а контрабандные преступные деяния на 5,6 %.
В структуре общей преступности, зарегистрированных ТС в 2022–2023 гг. — нарушения таможенного законодательства составили в 2022 г. — 23,6 %, а в 2023 г. — 24 %. За этот же период доля преступлений, связанных с контрабандой составила соответственно 24 % и 24,7 % (см. таблицу 2).
Таблица 2
Долевая структура каждого зарегистрированного преступления ТС от общего числа всех зарегистрированных преступлений ТС и отдельных ее видов (в %)
Показатели |
Г О Д Ы |
|
2022 |
2023 |
|
Доля каждого зарегистрированного преступления ТС от общего числа всех зарегистрированных преступлений ТС |
||
Ст. 182 УК РУ |
23,6 |
24,0 |
Ст. 228 УК РУ |
2,3 |
2,4 |
Ст. 246 УК РУ |
24,0 |
24,7 |
Другие ст. УК РУ |
50,1 |
48,9 |
Доля каждого зарегистрированного преступления по линии ТС от общего числа всех этих зарегистрированных преступлений ТС |
||
Ст. 182 УК РУ |
47,3 |
47,0 |
Ст. 228 УК РУ |
4,6 |
4,6 |
Ст. 246 УК РУ |
48,1 |
48,4 |
Анализ вышеуказанных преступлений показывает, что способами совершения как контрабанды (ст. 246 УК) так и нарушения таможенного законодательства (ст. 182 УК) являются:
– помимо или с сокрытием от таможенного контроля;
– обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
– сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием;
– совершенное в крупном размере, после применения административного взыскания за такие же действия.
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 182 УК РУз уголовная ответственность за незаконное перемещение товаров и иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан по ч. 1- в пределах до 300 размеров базовых расчетных величин до лишения свободы — пяти лет. По ч. 2 — от 300 до 600 размеров базовых расчетных величин до лишения свободы — от пяти до восьми лет. За совершение контрабанды наказания предусмотрены более суровые, например, по ч. 1 ст. 246 УК РУ виновное лицо может быть привлечен к лишению свободы от 5 до 10 лет, а по ч. 2 этой же статьи к лишению свободы от 10 до 20 лет.
Следует отметить и то, что незаконные действия с товарами и иными ценностями регулируются и административным законодательством. Например, статьи 227–227 27 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности[6], и по ним также наблюдается тенденция роста, как правонарушений, так и изъятия товарно-материальных ценностей (см. таблицу 3).
Таблица 3
Количественные показатели административных правонарушений и их динамика, зарегистрированных Таможенной службой в 2022–2023 гг.
Показатели |
Г О Д Ы |
|
2022 |
2023 |
|
Всего правонарушений |
17026 |
21968 |
Динамика административных правонарушений(в %) |
||
100,0 |
+ 29,0 |
|
Общая сумма (в млн. сум) |
826 972 |
972834,7 |
Динамика общей суммы (в млн. сум) (в %) |
||
100,0 |
+ 17,6 |
|
Из таблицы видно, что за 2023 г. административные правонарушения выросли на 29 %, изъятие товарно-материальных ценностей — на 17,6 %, что свидетельствует об активности сотрудников ТС.
Напомним, что согласно Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде», уголовная ответственность по части первой статьи 182 Уголовного кодекса Республики Узбекистан наступает лишь в случаях, если лицо, привлеченное к административной ответственности за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в крупном размере (статьи 227 19 , 227 20 , 227 21 , часть первая статьи 227 22 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), в течение года после применения административного взыскания вновь совершает аналогичное правонарушение в крупном размере.
Таким образом, мы имеем представление о правовых последствиях за контрабанду и нарушение таможенного законодательства, о предметах и способах, которые используются при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Узбекистана. Это позволяет нам перейти к вопросу о субъекте борьбы с этими видами преступлений.
Законодательные, нормативно-правовые акты нашего государства определяют, что основными субъектами в борьба с контрабандой и нарушением таможенного законодательства являются правоохранительные органы (таможенные, ГСБ, ОВД, прокуратура), которые обязаны в тесном взаимодействии осуществлять противодействие этому негативному явлению.
В то же время организация борьбы с отмеченными преступлениями не дадут необходимого эффективного результата, если в ней не будут участвовать и другие государственные и общественные структуры, особенно те, которые непосредственно занимаются внешнеэкономической деятельностью или способствуют (обеспечивают, контролируют и т. д.) этой деятельности.
При этом особая роль отводится СМИ, которая должна всесторонне освещать проблемы борьбы с контрабандой. А для этого они должны быть информированы об основных параметрах такой борьбы (правовых аспектах, организационных, статистических, о лицах и фактов, совершающих эти преступления, о деятельности субъектов, осуществляющих эту борьбы). В этом направлении СМИ носит, в подавляющей части, предупредительных характер совершения рассматриваемых преступлений.
Принимая во внимание, что наша проблема связана с применением методов борьбы с контрабандой, то можно отметить, что они традиционны, за исключением применения специальных технических средств (средств таможенного контроля, криминалистической, оперативно-розыскной и иной), организации и тактики, используемой работниками подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства Таможенного комитета Республики Узбекистан. К основным из них можно отнести:
- Предупредительное воздействие субъектов борьбы с рассматриваемыми видами преступлений на участников ВЭД, в виде общей, специальной и индивидуальной профилактики.
- Строительство таможенных постов с учетом новых технологий, оснащением современной техникой, обеспечивающий одновременно повышение контроля за перевозимым грузом и уменьшения времени на проверку перевозимых товаров.
- Профессиональная подготовка сотрудников таможенных органов по выявлению нарушений при перемещении владельцами товаров через таможенную границу. Умение ими в высокой степени владеть техническими средствами, умело использовать силы, средства и методы, имеющие на вооружении правоохранительных органов, с соблюдением законности, не нарушая прав и свобод граждан.
- Тесное взаимодействия таможенных органов с другими субъектами борьбы с контрабандой на всех её стадиях и, прежде всего, на подготовительной.
- Своевременное выявление и пресечение таможенными органами преступных замыслов, направленных на совершение контрабанды. Постоянное слежение за оперативно — служебной обстановкой на обслуживаемой территории. Непрерывное информационное обеспечение о рисках в таможенном деле и создание среднесрочного и долгосрочного прогноза противоправной деятельности контрабанды в Узбекистане и разработки стратегии и тактики борьбы с ней.
- Всестороннее расследование фактов контрабанды, с глубоким изучением причин условий способствующих ей для их устранения.
- Обеспечение различных видов контроля (ведомственного, парламентского, общественного т. д.) над внешнеэкономической деятельностью в республике, развивая при этом разнообразные формы общественного контроля.
Приведенные методы должны обеспечивать основные цели таможенной политики, то есть обеспечение эффективного таможенного контроля регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Узбекистан стимулирование развития экономики, защита внутреннего рынка.
Завершая рассмотрения проблем борьбы с контрабандой отметим, что сегодня таможенные органы оснащены новейшими техническими средства контроля, укреплена их информационно-техническая база, на высоком уровне осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры, СГБ, МВД, Национальной гвардией, с приоритетом на сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности, аналогичными службами зарубежных стран, а также с общественностью и отдельными гражданами.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что ежегодно повышается профессионализм практических работников таможенных органов, ведется целенаправленная подготовка, переподготовка и повышение квалификации своих сотрудников на базе современных учебно-практических комплексах, осуществляющих научно-педагогическими кадрами.
Все это дает свои результаты, когда сотрудники, вооруженные знаниями теории и практики таможенного дела вскрывают самые различные ухищрения, которые используются правонарушениями при незаконном перемещении товаров. Об этом свидетельствует показатели таможенной службы по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию административных правонарушений и преступных деяний.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. «О внешнеэкономической деятельности», http://www.lex.uz/acts/67238
- Тузов Л. Л. Транснациональная экономическая преступность в государствах — членах Таможенного союза // Наука и практика. 2015. № 1 (62). С. 104–106.
- Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан № 2 от 20.02.2023 года «О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде», https://lex.uz/ru/docs/6404215
- Уголовный кодекс Республики Узбекистан, https://www.lex.uz/ru/docs/111457
- Коментарии к Уголовному кодекси Республики Узбекистан. Особенная часть/М. Рустамбаев. Т. 2. — Ташкент: «Yuridik adabiyotlar publish», 2021. — стр.525–537.
- Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, https://lex.uz/acts/97661;
- Ачилов А. Т. Совершенствование уголовно-правового регулирования преступлений, связанных с нарушением таможенного законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. Автореф. дис.... док. философии по юрид. наук. — Ташкент, 2020 й. — С. 44.
- Ачилов А. Т. Особенности уголовно-правовой, криминалистической классификации преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной Академии (РФ). — 2020. — № 1. –С.161–166.
- Ачилов А. Т. Некоторые особенности уголовно-правовой и криминалистической классификации преступлений в сфере ВЭД // Академия на пути совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров для органов внутренных дел. Сборник материалов международной научно-практической конференции.Академия МВД.(3–6 сентября 2019г) -С.173–178.
- http://www. Lex.uz.
- http://www. сustoms.uz
- http://www. Norma.uz