Зарождение представлений об уголовной политике относится к первой четверти XIX века. Так, еще А. Фейербах в своем труде «Versuch einer Crimiinaljurisprudenz des Koran» уголовную политику соотносил с правом, определяя ее как сферу деятельности, целью которой являлся «поиск лучшей организации правосудия». [1, с. 163]. Австрийский криминалист Ф. Лист, являющийся одним из основателей уголовной социологии, считал, что уголовная политика представлена совокупностью положений, «в соответствии с которыми государство должно вести борьбу с преступностью при посредстве наказания и родственных последнему установлений». [2, с. 1–2].
Термин «уголовная политика» зародился и развивался одновременно с наукой уголовного права. Так М. П. Чубинский, основоположник уголовной политики России, считал, что уголовная политика включает в себя «уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию». [3, с. 48].
Большинство современных ученых и специалистов, раскрывая содержание уголовной политики, пытаются свести его к деятельности, связанной с противодействием деяниям, предусмотренными статьями УК РФ. Это связано с тем, что уголовный закон признается, как людьми, далекими от юриспруденции, так и специалистами, если не единственным, но в любом случае радикальным средством противодействия преступности. Поэтому в науке уголовного права в содержание уголовной политики входят разные виды деятельности, целью которых, так или иначе, является противодействие преступности: «законотворческая; уголовно-судебная; уголовно-исполнительная; деятельность по ресоциализации лиц, отбывших наказание; меры профилактики преступлений». [4, с. 58].
Интересной, но не совсем последовательной представляется точка зрения А. И. Коробеева и Ю. В. Голика, которые, не отрицая позицию о том, чтобы именовать уголовной политикой деятельность государства по противодействию преступности, предлагают в этой деятельности выделять «уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и криминологическую политику». [5, с. 247].
Аналогичную точку зрения высказывал Г. М. Миньковский, который под уголовной политикой, в широком смысле, понимал «борьбу с преступностью на трех уровнях: концептуальном, законодательном и правоприменительном». [6, с. 111].
В вышеуказанных позициях прослеживается компромисс. Мнения авторов, относительно имеющего право на существование понятия уголовной политики, сходны в том, что в его содержании следует выделять определенные уровни. Более того, указанные авторы такое выделение уровней, то есть, разновидностей уголовной политики, считают принципиально важным.
Однако, недостаток данных точек зрения видится, во-первых, в том, что авторы, возможно, не замечая того, допускают удвоение понятий: политика является уголовной и в широком смысле, и в узком, а долгие и многочисленные исследования по данному вопросу приводят к спорам, что же из них шире. Во-вторых, авторы на второй план отодвигают вопрос об определении самого понятия деятельности по противодействию преступности, что не является правильным.
Составным элементом уголовной политики является уголовная политика в области таможенного дела. Последняя находится в постоянном развитии, вырабатывает средства для борьбы с преступностью, принимает меры для усиления контролирующей и правоохранительной деятельности таможенных органов в целях противодействия международной преступности, в первую очередь, контрабанде.
Вопрос уголовной политики в области таможенного дела весьма актуален на сегодняшний день. Его актуальность заключается в том, что изучению данному вопросу уделялось недостаточно внимания, как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых.
Следует отметить, что область внешнеэкономической деятельности является одной из наиболее криминогенных сфер экономики. Согласно статистическим данным, представленным на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее — ФТС России) в 2016 году — 2235 [7]; в 2017 году — 2103 [8], а за I квартал 2018 года было возбуждено 667 уголовных дел. [9].
Данные о количестве уголовных дел, возбужденных таможенными органами в 2017 году представлены на рис. 1.
Рис. 1. Количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами России в 2017 году
На основании данных, представленных на рис. 1 можно увидеть, что большая часть преступлений в таможенной сфере связана с контрабандой, а именно, 52 % от общего числа возбужденных уголовных дел. Кроме того, общая стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС товаров за 2017 год составила около 22 млрд. рублей; сумма неуплаченных таможенных платежей — 5,2 млрд. рублей; не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте РФ на сумму более 24 млрд. рублей. [10].
Следует отметить, что преступность в таможенной сфере является очень серьезной угрозой не только для экономической безопасности, но и для общественной безопасности, как России, так и всего мирового сообщества. В связи с этим таможенная политика неразрывно связана с уголовной политикой государства. Эта связь обусловлена тем, что конечная цель уголовной политики государства заключается в количественном сокращении преступности. Основываясь на нормах уголовного права, следует определить правильную стратегию и выработать необходимые средства и меры для борьбы с преступностью.
От уровня и качества уголовной политики зависит общий климат для участников внешнеэкономической деятельности. Своей конечной целью уголовная политика имеет сведение к минимуму количества преступлений, выработку стратегии и определение тактики борьбы с преступностью средствами уголовного права. В целом, для достижения указанных целей требуется снижение преступности внутри государства, так как вследствие снижения ее уровня будет снижаться и уровень преступности в сфере внешнеэкономической деятельности.
Единого понятия уголовной политики в области таможенного дела в настоящее время не существует. Однако, основываясь на определении понятия «уголовная политика», предлагается под уголовной политикой в области таможенного дела понимать деятельность государства, направленную на формирование уголовного законодательства, устанавливающего правовые запреты в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности и ответственность за их нарушение, его реализацию и совершенствование, а также на повышение уровня правовой культуры участников внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время в нашей стране, для снижения уровня преступности в области таможенного дела, в рамках уголовной политики практикуются различные профилактические меры.
Во-первых, масштабная работа проводится в целях борьбы с коррупцией в таможенных органах. Как известно, опасность коррупции в указанной сфере заключается не только в значительных экономических потерях государства, но и в создании условий для недобросовестной конкуренции, подрыве правовых основ таможенного администрирования, формировании отрицательного отношения к имиджу самих сотрудников таможенных органов.
Во-вторых, в рамках уголовной политики в области таможенного дела, для повышения осведомленности граждан, проводится разъяснение норм таможенного законодательства. Например, согласно рекомендациям, представленным на официальном сайте ФТС России, государственные (муниципальные) органы должны проводить комплекс мероприятий, направленных на разъяснение принципов служебного поведения и повышение осведомленности служащих, лиц, поступающих на государственную (муниципальную) службу, а также граждан, обратившихся за получением государственных (муниципальных) услуг или по иным вопросам.
В-третьих, координируется взаимодействие правоохранительных органов как внутри нашей страны, так и в рамках ЕАЭС. Например, в целях предупреждения, расследования и раскрытия преступлений, таких как, незаконный вывоз и ввоз на территорию РФ оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей и т. д., ФТС России активно взаимодействует с Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД РФ) и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ РФ) и их подразделениями.
В-четвертых, происходит постепенное усиление контролирующей и правоохранительной деятельности таможенных органов в целях противодействия международной преступности. Это связано с тем, что в последнее время криминальные структуры, осуществляющие свою деятельность в сфере внешней торговли, все больше приобретают международный характер. И, как показывает практика, большая часть действий таких структур связана с уклонением от уплаты таможенных платежей и контрабандную перевозку товаров. Причем, значительная часть преступных схем, проходит свою подготовку за пределами нашего государства. В связи с этим, особую важность приобретает взаимодействие таможенных служб разных стран в противодействии мировой преступности.
Таким образом, в связи с отсутствием в настоящее время четкого определения понятий «уголовная политика» и «уголовная политика в области таможенного дела», в данной статье автором было предложено:
Во-первых, под «уголовной политикой» понимать деятельность государства, направленную на противодействие преступности путем осуществления уголовного нормотворчества, применения и исполнения уголовного закона, ресоциализации лиц, отбывших наказание и профилактикой преступлений.
Во-вторых, под «уголовной политикой в области таможенного дела» понимать деятельность государства, направленную на формирование уголовного законодательства, устанавливающего правовые запреты в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности и ответственность за их нарушение, его реализацию и совершенствование, а также на повышение уровня правовой культуры участников внешнеэкономической деятельности.
Литература:
- Feuerbach A. Versuch einer Crimiinaljurisprudenz des Koran, 1804. S. 163–165.
- Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление». М.: ИНФРА — М, 2015. — С 1–2.
- Чубинский, М. П. Наука уголовного права ее составные элементы / М. П. Чубинский. М.: Нобель Пресс, 2015. — 48 c.
- Лопашенко Н. А. Уголовная политика. М. 2015. — 58 c.
- Коробеев А. И. Уголовная политика современной России: состояние и перспективы // Вестн. Нижегородск. академии МВД России. 2016. №. 3. С. 247–249. — Соавт.: Голик Ю. В.
- Миньковский Г. М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015. — 111 c.
- Статистические данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации за 2016 год. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24733:-------2016-&catid=40:2011–01–24–15–02–45
- Статистические данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации за 2017 год. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26236:-2017-&catid=55:2011–01–24–16-
- Статистические данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации за 2018 год. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26500:--------1--2018-&catid=55:2011–01–24–16–40–26
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26236:-2017-&catid=55:2011–01–24–16-