Ключевые слова: орган, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, область, Российская Федерация, распорядительная деятельность.
Актуальность темы статьи предопределена следующими факторами. Так, таможенные органы Российской Федерации являются одними из важнейших органов исполнительной власти, которые регулируют правовые отношения, появляющиеся, меняющиеся и завершающиеся в области таможенных связей.
Практическая деятельность таможенных органов имеет универсальный и специфичный характер, кроме того, у неё нет аналогов. Её разносторонность проявляется в многообразии исполняемых таможенными органами социальных функций, закреплённых в действующем законодательстве.
Надо отметить, что переход от командного типа экономики государства к условиям рыночных взаимоотношений, демонополизация внешней торговли и экономической деятельности, вычленение таможенных органов в автономную государственную структуру и почти все остальные причины привели к тому, что свыше 20 ведомств и органов России передали таможенным органам некоторую часть собственных возможностей и функций: финансовых, статистических, природоохранных и т. д. Реализация этих функций стала неразделимым элементом компетенции таможенных органов России. Но, главные их функции — это восполнение доходной части госбюджета за счёт взимания таможенных платежей (фискальная функция) и противодействие правонарушениям и преступлениями в области внешнеэкономической деятельности (правоохранительная функция). Осуществляемая в последние годы в государстве административная реформа самым конкретным и сильным образом отобразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов.
Таможенные органы Россия — это госструктура, которая производит определённую деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы — это органы, относящиеся к исполнительной ветви власти. Исполнительная деятельность таможенных органов проявляется в ежедневной практической организации решения вопросов, которые связаны с таможенным делом. Главным в работе таможенных органов является воплощение собственных функций и возможностей в области организации перемещения продуктов через таможенную границу, таможенного контроля, помещения продуктов под определённые таможенные режимы, воплощения особых таможенных процедур и взимания таможенных платежей.
Таможенные органы производят как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Названные виды деятельности очень сильно связаны между собой. При всём этом распорядительная деятельность таможенных органов обязательно осуществляется в границах положений, определённых нормами таможенного права.
Принципиальной отличительной чертой таможенных органов будет то, что работающим нормативно-правовыми актами они отнесены к числу органов охраны правопорядка.
В качестве органов охраны правопорядка таможенные органы защищают финансовый независимость и финансовую безопасность России, права и легитимные интересы граждан и организаций. Таможенные органы осуществляют противодействие преступлениям и административным правонарушениям в области таможенного дела.
Главными целями правоохранительных подразделений таможенных органов, и прежде всего, оперативно-разыскных, являются пресечение преступлений, отнесённых к их компетенции, также совершаемых нерадивыми субъектами ВЭД, также добывание данных об угрозах финансовой безопасности и установление собственности, подлежащего изъятия.
Таможенные органы России вместе с пограничными, находятся на передовых рубежах борьбы криминальным проявлениям в области наружной торговли. От того, как верно, эффективно и организованно работают правоохранительные отделения таможенных органов, зависит удачливость борьбы с преступностью. При этом, удачная борьба с преступностью в области межгосударственной торговли благоприятно влияет на экономику государства, так как существенно понижает опасности, которые возникают при обязанностях уплаты таможенных сборов. При этом сотрудничество обозначенных выше подразделений для действенной борьбы с преступностью нуждается в усовершенствовании.
Правовые отношения, формирующиеся в области сотрудничества оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов, тоже должны усовершенствоваться, так как развиваются нормативно-правовые акты, появляются новые, до этого неведомые, преступные угрозы в области ВЭД, развивается структура и функции правоохранительных подразделений таможенных органов.
Преступность в таможенной области представляется серьёзным отрицательным фактором, прямо воздействующим на законное формирование социально-экономических и рыночных отношений, валютно-финансовой системы, покушается на установленный порядок и условия перемещения через государственную границу товарно-денежных, культурных, исторических ценностей, взимания таможенных пошлин и платежей, оформления документации на ввозимые и вывозимые грузы и иные объекты.
Под таможенными преступлениями надлежит понимать группу общественно опасных, виновных, незаконных деяний, прямо связанных и не связанных с нарушением таможенных правил, посягающих на внешнеэкономическую деятельность в условиях Евразийского экономического союза, по которой предварительное следствие осуществляют таможенные органы. Соответственно, таможенные органы реализовывают неотложные следственные действия по пресечению преступлений в целях дальнейшего осуществления уголовной ответственности за преступления в области внешнеэкономической деятельности с учётом действия международного и национального законодательства и в условиях действия Евразийского экономического союза Российской Федерации, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении.
Сейчас силами правоохранительных подразделений таможенных органов на самом деле собран большой опыт осуществления оперативно-разыскных мероприятий, производства дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам, отнесённым к их компетенции. Сотрудники правоохранительных подразделений таможенных органов имеют значительные познания в области таможенного дела и профессиональными навыками обнаружения, предостережения, пресечения и раскрытия таможенных преступлений. По этой причине большую роль играют возможности организации оперативного взаимодействия с подразделениями, производящими таможенное оформление и таможенный контроль, а также применение возможностей прочих правоохранительных органов, в том числе при проведении коллективных оперативно-следственных мероприятий.
Очень важно при ведении борьбы с преступлениями в таможенной сфере использовать международный опыт борьбы с контрабандой, учитывать возможности и условия Евразийского экономического союза, укреплять взаимодействие на международном уровне.
Также проблемы транснациональной организованной преступности и возрастание угроз международного терроризма предъявляют в современном мире высокие требования к правоохранительным ведомствам большинства зарубежных стран. Очевидно, что преступные организации не могут осуществлять свою противоправную деятельность без проведения внешнеторговых операций.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
- Алямкин С. Н. Реализация функций таможенных органов Российской Федерации на современном этапе // Мир науки и образования. 2015. № 4. С.11.
- Антонова А. С. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ // Вестник магистратуры. 2020. № 1–1 (100).
- Елистратова А. А., Абрамов В. Е. Анализ правоохранительной деятельности ФТС РОССИИ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1–2.
- Покровская В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — М.: Издательство Юрайт, 2018.